270 лет назад родился Доменико Чимароза, итальянский композитор
Доменико Чимароза родился в Аверсе (в Италии) 17 декабря 1749 года. Вскоре семья перебралась в Неаполь. Отец Доменико, Дженнаро Чимароза, был каменщиком и погиб в ходе строительства дворца Каподимонте. После смерти мужа мать Чимарозы устроилась прачкой в миноритском монастыре Сан-Северо, а сам Доменико был принят в школу при монастыре.
Чимароза вскоре привлек внимание монастырского органиста и духовника его матери, фра Полкано, который давал ему уроки музыки. Священник посвятил себя развитию талантливого мальчика, обучив его латыни и музыке и познакомив с немецкой и итальянской классической поэзией. Доменико делал большие успехи и был принят в 1761 году в консерваторию, где оставался в течение 11 лет. Его учителями были мастера старой итальянской школы, он научился игре на скрипке и клавесине, а также показал себя одарённым певцом. Задатки композиторского мастерства он также продемонстрировал уже в годы учёбы, посещая старшие курсы в капельмейстерском классе, он сочинил ряд духовных мотетов и месс.
Его успех как композитора начался в 1772 г. с постановки комической оперы «Причуды графа». Вскоре он приобрёл известность по всей Европе, его сценические произведения ставились в Риме, Милане, Неаполе, Венеции, Париже…
В 1787 году Чимароза был приглашён ко двору Екатерины II, чтобы занять место придворного композитора. Произведя по прибытии в Россию хорошее впечатление на императрицу, Чимароза в дополнение к обязанностям придворного композитора был также назначен учителем пения её внуков. При дворе Екатерины II Чимароза следовал традиции итальянских композиторов, среди которых были Манфредини, Галуппи, Траэтта и Сарти. Его оперы были поставлены в театрах Эрмитажа и театре Гатчинского дворца. Опера-сериа «Клеопатра» и две ранее написанных комических оперы, «Женщины-соперницы» и «Два барона», были также представлены широкой российской публике. Однако вскоре после прибытия Чимарозы, императрица наняла ещё одного итальянского композитора, Висенте Мартин-и-Солера, в качестве второго капельмейстера. Его оперы прошли при российском дворе с бо́льшим успехом, чем оперы Чимарозы и Доменико оказывается в тени его коллеги.
Великолепие и блеск двора Екатерины начали исчезать к 1791 году, когда экономические кризисы вынудили императрицу отказаться от услуг большинства итальянских певцов. Чимароза, который плохо переносил российские зимы, покинул двор в июне 1791 года, вернулся в Неаполь, где занял пост придворного капельмейстера.
Доменико Чимароза, автор около 80 опер, один из ведущих представителей оперы-буффа, умер в 1801 г. в Венеции.