145 лет со дня основания Училища технического рисования барона Штиглица и 125 лет со дня основания Музея при училище.
В середине XIX века Императорская Академия художеств вполне справлялась с выпуском гениальных или просто замечательных художников. Однако была крайне насущная потребность в кадрах, которые бы работали в области декоративно-прикладного искусства, создавая продукт массового спроса, например, для промышленности, также требовались учителя рисования и черчения для средних художественно-промышленных школ и т.п.
Особенно это понимал барон Александр Людвигович фон Штиглиц — крупный российский финансист и промышленник, управляющий Государственным банком России. Продолжая дело благих начинаний своего отца, барона Людвига фон Штиглица, Александр Людвигович уделял огромное внимание вопросам просвещения.
Во время Крымской войны он делал крупные пожертвования на нужды российского воинства, на сооружение памятника императору Николаю I в биржевом зале, на содержание воспитанников в учебных заведениях и детских приютах Петербурга, на нужды просвещения и т.д.
Его самым важным вкладом в дело просвещения в России стало основание в Петербурге училища технического рисования. В 1876 году по указу Александра II на средства, пожертвованные Штиглицем, было образовано Училище технического рисования для лиц обоего пола.
Училище стало любимым проектом барона, который всегда увлекался искусством. Первое пожертвование составило 1 миллион рублей, затем он продолжал спонсировать и дальше. До последнего дня своей жизни он был почётным попечителем Училиша, и после смерти завещал огромную сумму.
Для зданий Училища на территории бывшего Соляного городка был выделен участок. Здесь, по проекту архитекторов А. И. Кракау и Р. А. Гедике в 1879-1881 гг. был выстроен корпус Училища (Соляной переулок, 13) в неоренессансном направлении эклектики.
По соседству (Соляной переулок, 15), уже после смерти барона в 1884 году, на его средства по проекту первого директора Училища М.Е. Месмахера в 1885-1895 годах было выстроено здание Музея в стиле эклектика в духе ренессанса и барокко.
Как разносторонний директор, талантливый педагог, замечательный архитектор и эрудированный искусствовед, Месмахер осознавал нужды училища и разработал концепцию здания, которое, должно было стать самым большим в мире «учебным пособием по истории художественных стилей».
Все в этом музее - в экстерьере и интерьере, в оформлении световых двориков, в грандиозном двухъярусном выставочном зале, крытым гигантским стеклянным куполом, в бронзовой арматуре, ажурных решётках и витражах ученики должны были познавать искусство ушедших эпох.
Каждый из тридцати двух залов Музея декорировался в определённом историческом стиле, причём в каждом из них должна была находиться соответствующая духу коллекция. В выполнении декораций принимали участие воспитанники Училища – они работали под тщательным надзором самого Месмахера и преподавателей.
Многие воспитанники Училища стали впоследствии славой и гордостью русского искусства- К. Петров-Водкин, А.Л. Остроумова-Лебедева и другие.
После Октябрьской революции здесь продолжали готовить художников, в 1922 году учебное заведение вошло в состав Петроградского ВХУТЕИНа. В 1948 году оно стало высшим учебным заведением, а в 1953 году Ленинградскому высшему художественно-промышленному училищу было присвоено имя выдающегося советского скульптора Веры Мухиной (которая никакого отношения к училищу не имела).
В 1994 году ЛВХПУ им. В. И. Мухиной стало Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академией, а в 2006 году академии присвоено имя А. Л. Штиглица. В 2011 году в выставочный зал была возвращена скульптура самого основателя барона Штиглица.
При училище действует Музей прикладного искусства. Здесь, в гигантском дворце, как в шкатулке с драгоценностями, представлена уникальная коллекция XIX века русского и западноевропейского прикладного искусства, с предметами из фарфора, керамики, стекла, резной мебели. И, конечно здесь можно насладиться прогулкой по залам, которые переместят вас в атмосферу разных эпох. Кстати, в интерьерах снималось и немало фильмов.
Турфирма Эклектика организует в музее экскурсию, во время которой можно понаблюдать за работой юных художников Училища, которые располагаются везде со своими мольбертами, побывать в древнеримском, византийском, раннехристианском, готическом, венецианском, английском, французском залах и даже в древнерусском тереме. А Ваши фотографии, сделанные в Аванзале, Романской галерее, зале Медичи, зале Печей и на Римской лестнице, дополнят расширенную коллекцию Музея!