450 лет назад родился Джон Донн. Основатель метафизической поэзии, современник Шекспира известен не только своей фразой «не спрашивай, по ком звонит колокол: он звонит по Тебе», лёгшей в название романа Хемингуэя, но и как автор страстных любовных стихов и религиозных проповедей.
Но плоть - ужели с ней разлад?
Откуда к плоти безразличье?
Тела - не мы, но наш наряд,
Мы - дух, они - его обличья.
Нам должно их благодарить -
Они движеньем, силой, страстью
Смогли друг дружке нас открыть
И сами стали нашей частью.
Как небо нам веленья шлет,
Сходя к воздушному пределу,
Так и душа к душе плывет,
Сначала приобщаясь к телу.
Джон Донн (John Donne) родился в 1572 году Лондоне в католической семье. Его отец был старостой цеха лондонских торговцев скобяными товарами. Мать, Элизабет Хейвуд, была дочерью драматурга Джона Хейвуда и внучатой племянницей великого английского гуманиста Томаса Мора. Из-за своей принадлежности к католичеству семья не раз подвергались преследованиям со стороны властей, принявших в стране официально протестантизм. Отец умер, когда Джону было три года, и его мать вышла повторно замуж.
Учился в Оксфордском и Кембриджском университетах, но диплома не получил из-за религиозной сегрегации. Учился в юридической школе, по окончании обучения промотал большую часть своего наследства на путешествия, литературу и, конечно, женщин – он был очень любвеобилен.
В конце XVI века Донн участвовал в походах Уолтера Рэли и графа Эссекса, жил в Италии и Испании.
По возвращении на родину работал секретарём у хранителя королевской печати, сэра Томаса Эджертона. Влюбившись в племянницу Эджертона Анну, втайне женился на ней, за что был заключён в тюрьму.
Освободившись из заточения, вместе с Анной поселяется в имении её родственников в провинции, зарабатывал адвокатской практикой и занимался богословием.
Дважды (в 1601 и 1614 годах) Донн становился депутатом парламента. Начал принимать сторону протестантов, писал памфлеты против иезуитов. На дар Донна обращает внимание Яков I, сменивший Елизавету I. Он считал Донна прекрасным проповедником, и отказывал в предоставлении ему светской должности.
В 1611 году Донн написал поэму «Анатомия мира», в 1612 году — «Развитие души». В «Благочестивых сонетах», Донн показывал, что именно Анна помогла ему обрести душевное равновесие после разрыва с католичеством. Для метафизической поэзии Донна характерны изощрённость, образность, использование метафор.
Был рукоположён в сан священника, в 1618 году получил степень доктора богословия Кембриджского университета, а в 1621 году стал настоятелем Собора Святого Павла в Лондоне.
В последние годы жизни, поглощённый проповеднической деятельностью, оставил поэзию.
В 1623 году написал знаменитые строки («Молитвы по возникающим поводам»):
«Нет человека, который был бы как Остров, сам по себе, каждый человек есть часть Материка, часть Суши; и если волной снесёт в море береговой Утёс, меньше станет Европа, и так же, если смоет край мыса или разрушит Замок твой или друга твоего; смерть каждого Человека умаляет и меня, ибо я един со всем Человечеством, а потому не спрашивай, по ком звонит колокол: он звонит по Тебе.
No man is an island, entire of itself; every man is a piece of the continent, a part of the main. If a clod be washed away by the sea, Europe is the less, as well as if a promontory were, as well as if a manor of thy friend's or of thine own were. Any man's death diminishes me because I am involved in mankind; and therefore never send to know for whom the bell tolls; it tolls for thee.
Умер 31 марта 1631 года, заказав перед смертью свой портрет в саване (ныне скульптурный вариант этого портрета установлен над его могилой в Соборе Святого Павла).
Джон Донн, основатель метафизической поэзии, считал, что разум человека не в силах восстановить распадающееся мироздание, но остаётся надежда на ум, ищущий и находящий необходимые связи. Основным элементом его эстетики был conceit — парадоксальное, или ироническое сопоставление несхожих явлений для иллюстрации той или иной идеи - например, тело возлюбленной сравнивается с картой Земли, отдаляющиеся друг от друга любовники — с ножками циркуля.
Донн оказал большое влияние на последующее развитие творчества известных поэтов мировой поэзии, например, на Мильтона, Джорджа Херберта, Эндрю Марвелла, на поэтов-модернистов. Особенно сказалось влияние Донна на манеру письма Иосифа Бродского, который выступал также переводчиком стихов своего английского коллеги.
БЛОХА (перевод Бродского)
Узри в блохе, что мирно льнет к стене,
В сколь малом ты отказываешь мне.
Кровь поровну пила она из нас:
Твоя с моей в ней смешаны сейчас.
Но этого ведь мы не назовем
Грехом, потерей девственности, злом.
Блоха, от крови смешанной пьяна,
Пред вечным сном насытилась сполна;
Достигла больше нашего она.
Узри же в ней три жизни и почти
Ее вниманьем. Ибо в ней почти,
Нет, больше чем женаты ты и я.
И ложе нам, и храм блоха сия.
Нас связывают крепче алтаря
Живые стены цвета янтаря.
Щелчком ты можешь оборвать мой вздох.
Но не простит самоубийства Бог.
И святотатственно убийство трех.
Ах, все же стал твой ноготь палачом,
В крови невинной обагренным. В чем
Вообще блоха повинною была?
В той капле, что случайно отпила?..
Но раз ты шепчешь, гордость затая,
Что, дескать, не ослабла мощь моя,
Не будь к моим претензиям глуха:
Ты меньше потеряешь от греха,
Чем выпила убитая блоха.
Основную тему творчества Донна - любовь - затрагивает и другой поклонник творчества английского поэта – петербургский автор-экскурсовод Игорь Воеводский в своих «Этюдах о Любви».
