RSS
30 августа 2017
Египтизирующий стиль - проявление египтомании, направление в европейском искусстве, использующее элементы искусства Древнего Египта (один из неостилей). Всплески интереса к этой традиции возникали спорадически ещё во времена Древнего Рима, однако наибольший пик пришёлся на конец XVIII — начало XIX веков
В архитектуре Санкт-Петербурга "египетский стиль" является одним из определяющих и самых загадочных атрибутов города на Неве, сфинксы с университетской набережной давно стали одним из основных символов города наравне с Петропавловской крепостью и Адмиралтейством. В XVIII-XIX вв. в Петербурге и пригородах "египетски" стилизованные элементы активно использовались в оформлении зданий, мостов, интерьеров дворцов.
Египетские мотивы проникали в русское искусство ещё при Петре I, по инициативе самого императора, когда в Петергофе был установлен фонтан «Пирамида» ( получил своё название в честь необычной формы, во многом взятой с Версальского «обелиска»).
При Екатерине II, стремящейся не отставать от моды, в Царском Селе были построены:
Гробница левретки Екатерины II Земиры, Екатерининский парк (1770—1772). Пирамида построена по проекту В. И. Неелова. В 1774 году была разобрана и в 1782—1783 годах отстроенная заново Чарльзом Камероном. Одну сторону Пирамиды, сооружённой из кирпича и облицованной тесаным гранитом, прорезает вход; по углам некогда стояли четыре колонны на пьедесталах, вытесанные из серого уральского мрамора. Внутреннее помещение павильона перекрыто сферическим куполом с отверстием в центре; в стенах устроены ниши для хранения урн.
Кагульский обелиск (1771) по проекту архитектора Антонио Ринальди
.
Главными их распространителями в период царствования Екатерины Великой — великий князь Павел Петрович, склонявшийся к масонству, и видный масон Александр Сергеевич Строганов. Египетско-масонские элементы находятся в воздвигнутых по их приказам сооружениях. «Распространившееся масонство, в мистике и сложной символике которого важное место получили египетские божества Осирис и Исида и другие мотивы, повлияло на садово-парковую и погребальную архитектуру. Изученные объекты свидетельствуют о преобладании на ранней стадии проявления стиля „элинизирующей“ тенденции. Причина этого кроется, скорее всего, в том, что русские архитекторы знакомились с образцами этого стиля в Европе, прежде всего, в Италии».
Павловский дворец, принадлежавший вел.кн. Павлу Петровичу, имел много псевдоегипетских элементов, отвечавших его мировоззрению.
Нижний вестибюль Павловского дворца (1786) по проекту Камерона.
Кровать в парадной спальне с вензелями Павла I и его супруги была украшена в псевдоегипетском стиле.
Гатчина (ещё одно владение Павла)
Белый зал Гатчинского дворца: статуи Антиноя в египетском одеянии и жреца с жертвенным подносом, которые выполнены из чёрного мрамора.
Чесменский обелиск в Гатчине (1775)
Обелиск «Коннетабль» (1793 год), архитектор В. Бренна (?)
Румянцевский обелиск (1798—1799 годы), архитектор В. Бренна
Строгановские владения:
Андрей Воронихин, придворный архитектор Строганова, оформил для него Физический кабинет в «египетском стиле» в здании Строгановского дворца (1792—1793). Перед входом в кабинет позднее сделали надпись: «Art Aegiptiaca Petropoli Renata» (лат.) — «Искусство египетское, в Петрополе возобновлённое».
Сфинксы (первые в России) на пристани у дачи А. С. Строганова по проекту А. Н. Воронихина (теперь во дворе Строгановского дворца). На даче — Египетские ворота.
Шереметьевские владения:
Статуи сфинксов и «осирические фигуры», которые по поручению графа Николая Шереметева его крепостной архитектор Павел Аргунов поставил в усадьбе Останкино (Голубой зал) (видимо, на основе рисунков П. Гонзага или Ч. Камерона)
архитектор Николай Львов:
погреб-пирамида в собственной усадьбе архитектора Никольское-Черенчицы в селе Никольском Торжокского района Тверской области
ещё 2 погреба-пирамиды: в усадьбе своего родственника в деревне Митино, в усадьбе Ф. И. Глебова-Стрешнева Знаменское-Раёк
использование формы пирамиды при строительстве храма (Свято-Троицкая церковь «Кулич и пасха», 1785—1787).
Во времена Александра I и Николая II отразившаяся в петербургской архитектуре новая мода на египетскую тематику возникла в Европе после похода в Египет Наполеона в нач. XIXв.
В России египетскими мотивами характеризуется стиль александровский классицизм, хронологически отстающий от общеевропейского французского ампира, а также последовавший за ним николаевский классицизм. Им обоим была свойственна имперская величавость, что идеологически соответствовало египетской манере. В архитектуре использовались такие мотивы, как пирамиды, пилоны, лотосовидные колонны, обелиски, сфинксы и пр. В этот период сосуществуют две тенденции использования египетских форм и мотивов: их «эллинизирующая» интерпретация (например, проект мавзолея Павла I) и возведение объектов в подлинно «египетском стиле».
С египетскими мотивами продолжает работать Воронихин, тем более, что в 1800—1811 годах его покровитель Строганов становится президентом Академии художеств. В Павловске он после пожара в 1803 году заново оформляет Египетский вестибюль Чарльза Камерона. Сохранились две его фигуры «египтянок с чашами» (Павловск, Эрмитаж). В 1832 году в Петербурге были установлены настоящие сфинксы Аменхотепа III (Сфинксы на Университетской набережной), с трудом доставленные из Египта.
В 1830-е г. архитектор Н. Е. Ефимов после поездки в Египет написал теоретический трактат о воздействии египетского архитектурного ордера на древнегреческие. В литературе признаком интереса к теме являются сочинения Пушкина («Египетские ночи», «Клеопатра»). Сохранился портрет великой актрисы Семёновой в роли Клеопатры кисти Кипренского.
В Петербург и окрестностях были построены:
Проект мавзолея Павла I в Павловске (1802), архитектор Андреян Захаров
гауптвахта у Петербургских ворот в Кронштадте
Египетская передняя Павловского дворца, выполненная по рисункам А. Н. Воронихина
Египетские ворота в Царском Селе (1829) по проекту Адама Менеласа. Стилизованные изображения, которыми покрыты ворота, взяты из гравюр Денона
Египетский мост в Петербурге (1826), арх. Г. Треттер и П. Христианович
Фигуры грифонов и львов для Банковского и Львиного мостиков через канал Грибоедова, выполненные по моделям скульптора Павла Соколова (более «греческие», чем «египетские»)
египетские атланты на фасаде здания Морского судоходства на Дворцовой набережной (Кантемировский дворец, Особняк Громова)
Традиция "Египетского Петербурга" косвенно продолжала существовать и в Советское время - возведение четырехгранных обелисков (прообразы широко использовались в Египте времен Среднего и Нового царства) и жива до сих пор, пример тому - сфинксы поставленные на набережной Робеспьера в 1995г, а также стилизованные "под Египет" скульптуры у клуба "Пирамида" и некоторых других заведений в центре города...