Умрет садовник, что сажает семя,
И не увидит первого плода.
О, времени обманчивое бремя!
Недвижен воздух, замерла вода,
Роса, как слезы, связана с утратой,
Напоминает мумию кокон,
Под взглядом оживает камень статуй,
И ящерицы непостижен сон.
Фитиль уснет, когда иссякнет масло,
Ветра сотрут ступни горячей след.
Но нежная звезда давно погасла,
И виден мне ее горячий свет.
Илья Эренбург
Улица Рентгена (бывшая Лицейская), начинавшаяся от Каменноостровского проспекта, стала не менее престижной в начале XX века, чем сам проспект. Здесь находилось здания Императорского Александровского лицея, дом воспитателей Лицея, строились роскошные особняки.
Дома по улице Ренгена №2 и № 4 принадлежали до революции потомственному почётному гражданину, купцу 2-й гильдии, придворному поставщику цветов Герману Фридриху Эйлерсу.
Герман Фридрих (Герман Федорович) Эйлерс родился в Нижней Саксонии, получил профессию садовника, работал по специальности в лесном питомнике в Дрездене. В 1860 году по приглашению князя Н. Б. Юсупова переехал в Петербург, где стал работать садовником при Юсуповском дворце на Мойке. Скопив достаточно средств, в 1869 году открыл свой первый цветочный магазин и построил свою первую оранжерею. Поставлял цветы и растения для декорирования помещений к праздникам и балам, вскоре стал официальным поставщиком императорского двора, цветочные магазины Эйлерса стали известны по всему Петербургу. В ассортименте были представлены культуры и семена на любой, самый взыскательный вкус. Герман Федорович часто сам проводил экскурсии для любителей цветов, участвовал в подготовке международных цветочных выставок, был членом многих экспертных комиссий и спонсором. Под его руководством работало общество «Помощь бедным».
В 1894 году Эйлерс получил подданство России, на празднике древонасаждений Герман Федорович получил Первый почетный приз императора Николая II и другие награды Общества Садоводства за свои великолепные азалии.
В начале 1880-х годов Эйлерс приобрел большой участок земли на улице Рентгена, где разбил сад, построил оранжереи и теплицы. В доме №2 он построил особняк (не сохранился), где проживал с семьей. Его дочь Маргарет вышла замуж за архитектора Федора Ивановича Лидваля, а один из сыновей, Константин Германович, стал инженером-архитектором.
В 1914 году на своём участке (улица Рентгена, 4) был построен ещё один дом, доходный, по проекту его сына, К. Г. Эйлерса, при участии зятя Ф. И. Лидваля. Дом был решён в стиле позднего северного модерна с элементами барокко. Фасады украсил огромный криволинейный фронтон, напоминающий о средневековой Европе. Цокольный этаж в виде террасы, облицованной серым гранитом, декорирован четырьмя фигурами мальчиков, олицетворяющих времена года.
И, конечно, дом поставщика императорского двора был убран многочисленными цветами, плодами, рогом изобилия и другими флористическими орнаментами. На фасаде изображён вензель с инициалом Эйлерса — «Е».
К несчастью, дом был построен во время начала войны, из-за антинемецких настроений фирма Эйлерса разорилась, Герман Федорович лишился всего, умер в Териоках в июле 1917 года.
О прекрасном цветочном деле Эйлерса, о торговой жизни дореволюционного Петербурга, о купеческих династиях и многом другом турфирма Эклектика расскажет на экскурсии «Владельцы заводов, газет, пароходов».



