110 лет назад родилась Екатерина Фурцева, «царица советской культуры», «Екатерина III». Екатерина Фурцева – уникальная женщина нашей истории, воплотившая в жизнь знаменитую фразу Ленина, о том, что любая кухарка может управлять страной. Неофициально Фурцеву в разных источниках называли «Екатерина III». Она казнила и миловала, покровительствовала обителям искусств и собственноручно лишала попечения, сама при этом оставаясь в опале.
Екатерина Фурцева – уникальная женщина нашей истории, воплотившая в жизнь знаменитую фразу Ленина, о том, что любая кухарка может управлять страной.
Екатерина Алексеевна Фурцева родилась 7 декабря (24 ноября) 1910 года, в Вышнем Волочке Тверской губернии, в семье рабочего. Её отец, Алексей Гаврилович Фурцев, погиб в годы Первой мировой войны на Петроградском фронте. Мать, Матрёна Николаевна, одна воспитывала дочь, была неграмотной, работала ткачихой и была депутатом горсовета. В 1924 году Екатерина вступила в комсомол, окончила школу-семилетку, затем работала на прядильно-ткацкой фабрике в Вышнем Волочке. Дальше карьера спортсменки и комсомолки стремительно стала продвигаться по партийной линии.
В 1932 году была направлена партией в Ленинград, где окончила 3-годичные Высшие академические курсы Гражданского воздушного флота (Аэрофлота). Затем окончила Московский институт тонких химических технологий имени М. В. Ломоносова, в который была направлена на обучение для дальнейшей работы в ЦК ВЛКСМ инструктором отдела студенческой молодежи.
В 1950-57 годах 2-й секретарь Московского горкома (работала под руководством Н. С. Хрущёва, курировала вопросы идеологии, культуры и науки), затем 1-й секретарь. С 1950 года депутат Верховного Совета СССР, в 1952 г. была избрана кандидатом в члены ЦК КПСС.
В конце правления Сталина в самый разгар «Ленинградского дела» провела партийные чистки в Москве, лично выявляла ленинградцев в институтах и организациях, участвовала в их отстранении от различных должностей. В разгар «Дела врачей» занялась привлечением молодёжи к общественной жизни: проводила митинги, демонстрации, ставила в учебных заведениях партийные представления в русле укрепления коммунистической идеологии.
4 мая 1960 года в результате внутрипартийной борьбы была смещена с должности секретаря ЦК КПСС и была «понижена», получив назначение министром культуры СССР (что стало ударом по её карьере и эмоциональному состоянию, приведшему к суицидальной попытке).
Неофициально Фурцеву в разных источниках называли Екатерина III. В её ведении находились театры, музейные и культурно-просветительские учреждения, литература и изобразительное искусство, до 1963 года – кино. Была противницей жёсткого администрирования и отличалась искренним желанием вникать в проблемы творчества (конечно, в рамках идеологии), многие начинания людей искусства находили у неё понимание и поддержку. Способствовала расширению культурного обмена между СССР и западным миром, восстановлению контактов с крупными представителями отечественной культуры за рубежом.
По инициативе Фурцевой в Москве впервые проведены Международный конкурс имени П. И. Чайковского, Московский международный кинофестиваль (в 1963 году благодаря настойчивости Фурцевой Большой приз за фильм «8 1/2» был вручён Федерико Феллини), в 1969 — Международный конкурс артистов балета; в эти годы были созданы и построены театры, музеи, библиотеки и т.п.; проведены художественные выставки (в 1960 — выставка работ С. Н. Рериха в Государственном Эрмитаже). Знаменитая Выставка в московском Манеже, открытая 1 декабря 1962 года (разгромленная после Хрущёвым), также была одобрена Фурцевой.
Благодаря ей в конце сентября ― начале октября 1962 года произошло грандиозное событие для мировой музыкальной культуры – в СССР был разрешён приезд Игоря Стравинского (в Москве и Ленинграде он дал несколько концертов). В 1973 году также благодаря Фурцевой Шагал посетил Ленинград и Москву, ему организовали выставку в Третьяковской галерее.
Однако из-за её запретов не состоялись многие театральные постановки, не приехали на гастроли
легендарные The Beatles и The Rolling Stones, Мстислав Ростропович и т.п.
Как-то раз у Фурцевой попросили разрешения записать звон ростовских колоколов, что было непросто (религия – опиум для народа). Екатерина Алексеевна решительно отреагировала: «От одной пластинки не отравитесь, а для Запада — свидетельство широты взглядов», и пластинка вышла.
Одним из лучших архитектурных сооружений в Ленинграде являлся храм Успения на Сенной, построенный ещё в XVIII веке. Однако власти Ленинграда для построения станции метрополитена «Площадь Мира» приняли решение снести храм (признав, что он «не имеет архитектурной ценности». Причём инициатором сноса и автором проекта наземного павильона станции был главный архитектор Ленинграда Валентин Каменский.
Архитекторы Ленинграда подняли тревогу и направили письмо к Екатерине Фурцевой, умоляя сохранить памятник архитектуры. Та прислала в город комиссию и направила письмо с запрещением не допустить сноса шедевра архитектуры. Но в управлении Ленметростроя решили ничего не менять, однако они опоздали, и письмо пришло. Несмотря на это, они умышленно не стали его вскрывать, и переправили назад отправителю. В ночь с 1 на 2 февраля 1961 г. церковь взорвали. Разгневанная Фурцева объявила Каменскому строгий выговор, но было поздно — на месте храма уже дымились обломки.
Скончалась Екатерина Алексеевна 24 октября 1974 года.