130 лет назад родился Эль Лисицкий, выдающийся советский авангардист
Лазарь Маркович (Мордухович) Лисицкий родился 22 (10) ноября 1890 года в Смоленской губернии, в семье ремесленника-предпринимателя. С детства увлёкся рисованием, с пятнадцати лет уже начал зарабатывать уроками и художественной деятельностью. Окончил реальное училище в Смоленске. Пытался поступить в Высшее художественное училище при Петербургской Академии художеств, но, будучи евреем, не был принят (его рисунок «Дискобол» будто бы не соответствовал академическим канонам).
В Витебске посещал ателье художника Иегуды Пэна, где свел знакомство с Марком Шагалом. Учился на архитектурном факультете Высшей политехнической школы в Дармштадте и в Рижском политехническом институте. После учебы работал в архитектурном бюро Великовского и Клейна в Москве. В 1918 году в Киеве стал одним из основателей «Култур-лиги» (лига культуры) — авангардного художественного и литературного объединения.
Лисицкий изобрел и развил трёхмерные супрематические композиции («проуны» - проекты утверждения нового). Из проунов впоследствии выросли его известные проекты «горизонтальных небоскребов», театральные макеты, декоративно-пространственные установки, проекты павильонов и выставочных интерьеров, новые принципы фотографии и фотомонтажа, плакатный, книжный, мебельный дизайн.
В 1919 году по приглашению Шагала переехал в Витебск, где преподавал в Витебском Народном художественном училище. Именно здесь, в архитектурной студии училища, впитывал новые идеи авангардизма и супрематизма будущий известный ленинградский архитектор, ученик и подмастерье Лисицкого Лазарь Хидекель (автор самого "супрематического" здания в Ленинграде-Петербурге - кинотеатра "Москва").
С 1920 года принял псевдоним «Эль Лисицкий». Преподавал в московском ВХУТЕМАСе и ВХУТЕИНе. В 1920—1925 годах в мастерской Лисицкого выполнен проект «Ленинская трибуна», эскизы к неосуществленной постановке оперы «Победа над Солнцем», проект здания типографии журнала «Огонёк». Решал проблемы вертикального зонирования городской застройки (проекты «горизонтальных небоскрёбов». Посещал главный центр советского авангарда – Ленинград, здесь он встречался с Малевичем (с которым у него была большая переписка), Суетиным, Чашником.
В 1921—1925 годах жил в Германии и Швейцарии; вступил в голландскую группу «Стиль», был членом Объединения современных архитекторов (ОСА).
Когда началась Великая Отечественная война, Лисицкий создал ряд антифашистских плакатов. Его жена, Софи Кюпперс — авторитетный немецкий искусствовед и коллекционер, как немка вместе с детьми была сослана в Сибирь, и только через 15 лет, ей, вдове (Лисицкий умер 30 декабря 1941 года) было позволено приехать в Москву, а Третьяковская галерея купит у нее более 300 графических работ авангардиста.
Ныне Эль Лисицкий - один из наиболее востребованных художников, произведения которого находятся в разных художественных галереях мира, его работы постоянно участвуют в различных выставках России и мира.