Фёдор Бруни (настоящее его имя было Фиделио, Fidelio) родился 10 июня 1799 году в Милане, в семье швейцарского итальянца, художника и реставратора Антонио Бруни, который впоследствии, в 1800 году, при Павле I, приехал в Петербург из Италии для реставрации картин и росписи плафонов в Михайловском замке.
В возрасте десяти лет поступил в Воспитательное училище при Академии художеств, занимался под руководством А. Е. Егорова, А. И. Иванова (старшего) и В. К. Шебуева. Был награждён серебряною медалью, а в 1818 г. окончил курс и получил звание художника. Его отец, находя, что художественное образование девятнадцатилетнего Фиделио ещё недостаточно, отправил сына для дальнейшего усовершенствования в живописи в Италию.
В 1824 году была создана его первая большая картина «Смерть Камиллы, сестры Горация», которая была выставлена в Капитолии и доставила автору немалую известность; за неё Бруни получил звание академика. К работам первого пребывания Бруни в Риме относятся ряд картин («Св. Цецилия», «Вакханка, поящая Амура», «Свидание Т. Тассо с сестрою», «Богоматерь с Предвечным Младенцем», «Спящая нимфа» и др.)
В начале тридцатых годов был вызван из Рима в Петербург для работ в Исаакиевском соборе и для преподавания в Академии художеств. Он прибыл в Петербург в 1836 г., написал в течение двух лет несколько образов и скомпоновал для алтаря Казанского собора большую картину-образ «Покров Пресвятые Богородицы». С 1836 г. Бруни — профессор в Академии художеств.
В 1838 он снова в Риме, написал там «Покров» и окончил в 1840 г. своё большое произведение: «Медный змий» на библейский сюжет, которое произвело в Риме необыкновенно сильное впечатление. В следующем году эта картина была перевезена в Петербург и выставлена в одном из залов Зимнего дворца. Все печатные отзывы того времени об этой картине были исполнены почти безграничными похвалами, в самом деле замечательному по составу и расположению групп, по типичности и выражению фигур и лиц. В этой картине Бруни показал в полной силе все своё глубокое, академическое знание рисунка.
В 1841—45 гг готовит 25 картонов для росписей Исаакиевского собора. Отправляясь в третий раз в Италию, Бруни занимается картонами тех картин, которые он должен был впоследствии написать на стенах Исаакиевского собора. В 1845 г. он привозит в Петербург 25 картонов, которые были в Риме предметом похвал знатоков искусства; некоторые из них были исполнены в виде фресок в Исаакиевском соборе самим художником, другие различными художниками под его личным руководством. Исполнение работ в соборе окончено было в 1853 г. Кроме них, Бруни успел написать иконостас для православной церкви в Штутгарте.
В 1849 году был хранителем картинной галереи Эрмитажа, где он с любовью занимался ею; дважды был командирован за границу для покупки картин, послуживших для пополнения коллекции музея.
В 1855 Г, был назначен ректором Академии художеств по отделу живописи и ваяния, а в 1866 г. в его ведение попало и мозаичное отделение, созданное его стараниями. В 1869 г. ему жаловано потомственное дворянское достоинство. К концу жизни он был почётным членом Болонской и Миланской академий искусств, почётным профессором Флорентийской Академии художеств и Академии Святого Луки в Риме.
Скончался Бруни в 1875 г. в Петербурге., был похоронен на Выборгском католическом кладбище. В 1936 году в связи с закрытием кладбища захоронение было перенесено на Тихвинское кладбище (Некрополь мастеров искусств) Александро-Невской лавры. У него остались жена Бруни Анжелика Антоновна (в девичестве Серни) и дочь Тереза, сын Александр, полковник, скончался прежде отца.
С жизнью и творчеством художников-академистов вы можете ближе познакомиться на экскурсиях "Эклектики" и в авторских турах нашего гида Елены Царевой "Художественная Тверь", "Дорогами художников".
![](/bitrix/templates/aspro_kshop/images/shadow_bottom.png)