280 лет назад родился Фёдор Орлов, граф, один из знаменитых братьев Орловых
Фёдор Григорьевич Орлов родился 19 (8) февраля 1741 года в Москве, в семье новгородского губернатора Г. И. Орлова (был четвёртым сыном).
Вместе со своими братьями был отправлен отцом в столицу для воспитания в Шляхетном кадетском корпусе (военной школе для детей дворян), который находился в бывшем Меншиковском дворце на Васильевском острове. Ещё юношей Фёдор участвовал в Семилетней войне, где «явил опыты своей храбрости». Как и его братья, он отличался высоким ростом, статью и силой, братья его любили и за его весёлый нрав называли "Душкой".
Известно, что во время правления Елизаветы Петровны очень любили маскарады с переодеванием, когда кавалеры наряжались дамами и наоборот. Любопытно, что за белизну лица Фёдора его «записывали в первые красавицы» на этих мероприятиях.
После смерти Елизаветы и вступления на трон Петра III, новый император вёл такую политику, которая вызвала крайне негативное отношение российского офицерства. В 1762 году, воспользовавшись этим, Екатерина, супруга Петра, заручившись поддержкой своего фаворита Григория и его братьев, совершила государственный переворот и стала императрицей. За эти заслуги Фёдор Григорьевич был получил чин капитана Семёновского полка и камер-юнкера, а в день коронации Екатерины II он получил с братьями графский титул и был пожалован в камергеры (Григорий превратился из генерал-майора в генерал-поручики и назначен генерал-адъютантом императрицы).
В 1763 году Фёдор Орлов стал генерал-прокурором, а затем обер-прокурором в Сенате, награждён орденом Св. Александра Невского с сохранением чина капитана гвардии.
Известно, что Екатерина хотела освободить Константинополь и решила отправить для этого в Средиземноморье специальную военную экспедицию. Будущий руководитель этой экспедиции, Алексей Орлов, писал: «Если уж ехать, то ехать до Константинополя и освободить всех православных и благочестивых от ига тяжкого». В 1770 году Фёдор Орлов поступил на службу в эскадре адмирала Спиридова в составе Первой Архипелагской экспедиции русского флота. Отличился при взятии крепости Короны, спас часть экипажа (до взрыва) в Чесменском морском сражении и при озере Гидре. Командовал частью флота, выполняя задачу по уничтожению турецких поселений и крепостей. За свои подвиги был произведен в генерал-поручики, награждён шпагой с бриллиантами и орденом Св. Георгия.
«За отличную храбрость и мужество, оказанныя им во время одержанной над турецким флотом при берегах Ассийских знаменитой победы и поданный к приобретению оной пример и советы. »
В память о подвигах Фёдора Орлова ему заочно в 1771 году по проекту архитектора А. Ринальди в Екатерининском парке была установлена Морейская колонна римско-дорического (тосканского) ордера из серого мрамора. Памятник играет важную роль, так как воздвигнут виде монументальной ростральной колонны на пересечении трёх аллей и замыкает их перспективу. Сооружение стало первым воинским мемориалом в Екатерининском парке, причём каменные носы кораблей (ростры) свидетельствовали именно о флотских победах.
Табличка на колонне гласит: «1770 года, Февраля 17 дня, Графъ Өедоръ Орлов съ двумя Россiйскими военными кораблями приплывъ къ полуострову Мореѣ въ Средиземномъ морѣ у порта Витулiо, сухопутныя войска высадилъ на берегъ и пошелъ самъ къ Модону, по соединенiи съ Христiанами тоя земли. Капитанъ Барковъ со Спартанскимъ восточнымъ легioномъ взялъ Пассаву, Бердони и Спарту; Капитанъ же Князь Долгорукiй со Спартанскимъ западнымъ легiономъ покорилъ Каламату, Леоктари и Аркадiю; крѣпость Наваринская сдалась Бригадиру Ганнибалу. Войскъ Россiйскихъ было числомъ шесть сотъ человѣкъ, кои не спрашивали, многочисленъ ли неприятель, но где онъ; въ плѣнъ Турковъ взято шесть тысячь».
Пушкин, который любил гулять в Екатериниском парке, упомянул Фёдора и его братьев в «Воспоминаньях в Царском Селе»:
И въявь я вижу пред собою
Дней прошлых гордые следы.
Еще исполнены великою женою,
Ее любимые сады
Стоят населены чертогами, вратами,
Столпами, башнями, кумирами богов
И славой мраморной, и медными хвалами
Екатерининских орлов.
Как и многие памятники, связанные с любимцами матушки в Екатерининском парке, Павел I приказал уничтожить Морейскую колонну. Она была восстановлена уже только в послевоенные годы.
В январе 1772 года Фёдор Григорьевич возвратился в Санкт-Петербург, был произведен в генерал-аншефы, после чего подал прошение об увольнении со службы.
С 1775 года он жил в Москве, где выкупил под загородную резиденцию усадьбу Нескучное. В подмосковном имении «Неразстанное» (рядом с «Отрадой» брата Григория) воспитывал пять внебрачных сыновей и двух дочерей, которые также получили дворянские права, фамилию и герб Орловых.
Перед смертью в 1796 году он напутствовал детей: «Живите дружно, как дружно жили мы с братьями, тогда и сам Потёмкин нас не сломил». Похоронен в имении «Отрада» в фамильной усыпальнице Орловых.
В начале 1830-х годов внебрачный сын Фёдора - Алексей Фёдорович Орлов в Стрельне построил усадебный ансамбль по проекту архитекторов И. Шарлеманя и П. Садовникова в готическом стиле (сохранился Орловский парк и руины).
Рассказ о фаворитах русских императриц Вас ожидает на экскурсии Игоря Воеводского «Феерия в Царском Селе», во время прогулки по Екатерининскому парку.