160 лет назад родился Гавриил Барановский, архитектор
Гавриил Васильевич Барановский родился в Одессе, в семье коллежского секретаря Василия Ивановича Барановского. После окончания одесского реального училища в 1880 году переехал в Петербург и поступил вольнослушателем на архитектурное отделение Императорской Академии Художеств, однако по политическим мотивам был отчислен и продолжил обучение в Институте гражданских инженеров, который окончил в 1885 году. Во время учёбы одновременно работал под руководством архитектора П. Ю. Сюзора.
В 1880-х создавал проекты для зданий мастерских при Балтийском судостроительном заводе, с 1888 — главный архитектор Балтийского завода. Преподавал в Институте гражданских инженеров в 1897—1905 гг. Входил в совет и правление различных организаций, с 1907 года — действительный статский советник.
Также Барановский — архитектор благотворительного Ведомства учреждений Императрицы Марии, автор, издатель и редактор журналов «Наше жилище» (1894—1895) и «Строитель» (1895—1905) и «Архитектурной энциклопедии второй половины XIX века», участвовал в составлении проекта строительного Устава.
Скончался 28 июля 1920 года на своей даче (вилла «Арфа») в Келломяках (Комарово), похоронен на Комаровском кладбище.
Многие годы Барановского связывал союз с семьёй Елисеевых (главный архитектор всех предприятий Елисеевых). Его первым проектом для знаменитой купеческой династии стал нарядно оформленный доходный дом Г.Г. Елисеева на набережной Фонтанки, 64 (1889-90), построенный в стиле эклектика. Фасад он сделал полихромным, богато облицевав его декоративным кирпичом и украсив керамическими деталями.
В 1891-92 годах в этом же квартале, со стороны Чернышёва переулка, Барановский построил ещё один доходный дом для того же заказчика, в том же духе декоративности. Внутри архитектор устроил, быть может, одну из самых красивых парадных в Петербурге – так называемую Ромашку. Здесь лифт и вьющаяся вокруг него лестница были размещены в огромном цилиндрическом объеме, который украшен лепниной и завершён напоминающим белый цветок потолком. Лифт был на паровой тяге, имелось отопление и водопровод. Частично сохранились оригинальные элементы – перила, стёкла желтоватого оттенка с рисунком (архитектор считал, что при сумрачной погоде они дадут радостное солнечное настроение).
Также для Елисеевых Барановский создаёт в России два самых известных Елисеевских магазина - на Невском проспекте в Петербурге в стиле модерн (1902-1903) и в Москве на Тверской (1901, последний совместно с В. В. Воейковым и М. М. Перетятковичем).
В 1907-1909 г. по проекту Барановского в Демидовом переулке строится одно из самых элегантных зданий в духе классицизирующего модерна - Русское географическое общество.
Барановский – рационализатор – он первым лестницы дворовой части здания делал парадными, а значит, квартиры здесь можно было сдавать дороже.
Такое решение было использовано в его собственном доме на улице Достоевского, 36 (1897). Помимо этого архитектор применил ленточные балконы – они оригинально расчерчивают горизонтальными линиями весь фасад здания. Этот приём стал провидческим для архитектуры последующих эпох.
В 1915 году в Петербурге было построено одно из самых заметных зданий в стиле северный модерн - буддийский храм «Дацан Гунзэчойнэй» на Приморском проспекте. Первоначальный проект был составлен Н. М. Березовским, однако Барановский существенно его переработал. Здесь прототипы буддийского храмового зодчества были в значительно переосмыслены в духе петербургской архитектуры – облицовка фасада красно-фиолетовым гранитом, симметричность, устройство вестибюля, лестничных клеток и подвальных помещений с учётом петербургского климата.