340 лет назад родился Георг Филипп Телеман, крупнейший немецкий композитор эпохи барокко
Георг Филипп Телеман родился 14 (24) марта 1681 года в Магдебурге (Пруссия), в образованной семье, музыкальный талант ему перешёл от матери. Изучал право в Лейпцигском университете. С 1702 руководитель городской оперы, с 1704 – в Новой церкви в Лейпциге, с 1705 капельмейстер в Зорау (ныне Жары, Польша), в эти годы много сочинял. С 1721 – в Гамбурге, где он прожил до конца жизни, с 1723 капельмейстер оперного театра; фактически руководил всей музыкальной жизнью города.
По сообщению исследователя, «при жизни слава Телемана не уступала славе Генделя; его ставили гораздо выше Иоганна Себастьяна Баха, который тогда был известен главным образом как органист». Сами И. С. Бах и Гендель покупали и изучали опубликованные работы Телемаха.
Издания его произведений («Der getreue Musik-Meister», 1728–29, сборники «Застольной музыки», 1733) принесли ему европейскую известность.
Телеман, наравне с И. С. Бахом, Генделем и Вивальди - крупнейший мастер эпохи барокко и был невероятно плодовитым композитором. Его наследие включает около 1700 церковных кантат, свыше 30 пассионов и духовных ораторий, 17 месс, 2 магнификата, оперу «Терпеливый Сократ» (1721) и комическое интермеццо «Пимпиноне» (1725), около 120 ансамблевых и оркестровых увертюр (сюит), свыше 120 концертов, сотни сонат, неисчислимое количество сочинений для клавира (прелюдии, фуги, фантазии, танцы и др.). В инструментальных сочинениях испытал французские и итальянские влияния.
Телеман сделал себе имя и обладал высочайшей популярностью, к нему наперебой обращались за заказами города и княжеские дворы, его приглашали на разные должности. Он был знаменит не только у себя на родине, но и по всей Европе, от Франции и Испании до России и Скандинавии.
Будучи невероятно занятым своей работой Телеман отказался в 1729 году стать учредителем и капельмейстером немецкой капеллы при Санкт-Петербургском императорском дворе (вместо него в Россию поехал внук Телемана Георг Михаэль).
Умер 25 июня 1767 года в Гамбурге.
Несмотря на прижизненную славу Телемана, к концу XVIII в. его музыка оказалась забытой и стала возрождаться только в XX веке.