150 лет назад родился Глеб Котельников.
Об известном изобретателе, создателе авиационного ранцевого парашюта – в нашей статье
Глеб Евгеньевич Котельников родился 30 (18) января 1872 года в Петербурге, в семье профессора механики и высшей математики из потомственных дворян рода Котельниковых. Глеб с детства развивался разносторонне, пел, играл на скрипке, мастерил игрушки и конструкции, увлекался театром, фотографией.
В 1883—1889 годах учился в Первой Санкт-Петербургской классической гимназии (ныне школа № 321 на улице Правды). После кончины отца в 1889 года мечты об получении высшего образования в консерватории или технологическом институте пришлось оставить.
Окончил военное училище и, служил, затем работал чиновником в провинции. Одновременно организовывал драматические кружки, иногда сам играл в спектаклях, продолжал изобретать и конструировать.
В 1910 году вернулся в Петербург и стал актёром в Народном доме, сам стал пробовать себя в драматургии – в 1914 году вышли сочинённые им пьесы.
В это время все болели полётами, первые лётчики соревновались в своём искусстве. Котельников, после Всероссийского праздника воздухоплавания в 1910 году, во время которого произошла гибель лётчика Мациевича, долго находился под впечатлением. Поэтому он решил изобрести парашют, как индивидуальное средство спасения во время полёта (до этого были неудобные парашюты).
«Гибель молодого летчика … настолько меня потрясла, что я решил во что бы то ни стало построить прибор, предохраняющий жизнь пилота от смертельной опасности».
«Мое изобретение является первым в мире автоматическим спасательным приспособлением. Конструкция его чрезвычайно проста, так как отказ от действия возможен лишь, как несчастный случай».
Котельников пришел к убеждению, что парашют должен находиться на летчике во время полёта и быть готовым к мгновенному использованию.
Успешное испытание парашюта прошло в Новгороде Великом в октябре (ноябре) 1911 года, изобретатель получил привилегию «№ 50103, коллежскому асессору Г. Котельникову, — на спасательный ранец для авиаторов с автоматически выбрасываемым парашютом».
Парашют получил название «РК-1» (ранцевый, Котельникова, модель первая) и был разработан в течение 10 месяцев, причём занимался он этим параллельно со службой в Народном доме.
В июне 1912 года испытания также прошли в лагере Воздухоплавательной школы в Гатчине. В том же году Котельников получил патент на изобретение в России, Франции, Германии и США. Он впервые разделил все стропы подвески на две группы, расположил аппарат в ранце, крепившемся к летчику, и применил полюсное отверстие в центре купола для выхода воздуха.
Во время Первой Мировой войны Котельников служил в автомобильной роте в Петрограде, в боях не участвовал, продолжал изобретать.
После Октябрьской революции остался жить в Петрограде - Ленинграде. В дальнейшем Котельников усовершенствовал конструкцию парашюта, создал новые модели (в том числе ряд грузовых парашютов), которые были приняты на вооружение Советскими ВВС.
В 1944 году был награждён орденом Красной Звезды.
Умер 22 ноября 1944 года.
Деревня Сализи под Гатчиной, где испытывался парашют Котельникова, в 1949 году была переименована в Котельниково, здесь сооружён памятный знак с изображением парашюта.
В Петербурге в честь изобретателя названа улица - аллея Котельникова (на территории бывшего Комендантского аэродрома).
На доме в Петербурге, где он жил почти три десятилетия (14-я линия, 31, кв. 20), установлена мраморная мемориальная доска.
