140 лет назад родился Григорий Котовский, легендарная личность, герой народного фольклора. В честь него слагались стихи и песни, снимались фильмы, давались топонимические названия. Но кем был Котовский - бандитом или «робин гудом»? Убийцей или героем?
Прибегает Петька к Чапаеву и говорит: — Василь Иваныч, в лесу Фантомас объявился! — Так, Петька! Я сажусь на коня и отправляюсь в лес, чтобы его найти и обезвредить. Если через три дня не вернусь, иди на поиски! Проходит три дня. Василия Ивановича нет, и Петька отправляется на поиски. Вдруг из леса выползает Чапаев. Весь избитый, без коня и без оружия... — Ну, Петька... Если еще раз Котовского с Фантомасом спутаешь — под суд отдам!
***
Где широкая дорога,
Вольный плёс днестровский,
Кличет у Попова лога
Командир Котовский.
Он долину озирает
Командирским взглядом.
Жеребец под ним сверкает
Белым рафинадом…
Э. Багрицкий
Григорий Иванович Котовский родился 24 (12) июня 1881 года в семье заводского механика в селе Ганчешты (теперь город Хынчешты в Молдавии). Отец Григория был обрусевшим православным поляком из шляхетского рода, мать – русской. В 16 лет остался сиротой, но его крёстный отец - помещик Григорий Иванович Мирзоян Манук-Бей (внук крупного государственного деятеля) помог юноше поступить в агрономическое училище и оплатил весь пансион. После окончания учёбы агроном Котовский знал несколько языков, в том числе, немецкий, еврейский, польский.
Уже в юности протестовал против существующих порядков. Во время русско-японской войны в 1904 году не явился на призывной пункт, за что был арестован и направлен на военную службу, откуда дезертировал и организовал свой отряд, с которым жёг имения, грабил помещиков и одаривал бедняков. Крестьяне оказывали Котовскому помощь, благодаря чему его отряд долгое время оставался неуловимым, а о этих «подвигах» ходили легенды.
Большинство историков сходится в том, что до революции Григорий Иванович был обычным налётчиком и после многих арестов и побегов в 1916 году Одесский суд приговорил его к смертной казни через повешение, заменённую на каторгу. После Февральской революции Котовского условно освободили и отправили на фронт, где он стал членом полкового комитета, примкнул к левым эсерам, затем к красным.
В 1918 году, когда известный бандит Мишка Япончик захватил власть над уголовными группировками Одессы, ГУБЧК и Котовский провели совместно операцию по удалению бандитов из города. Причём, в результате переговоров из бандитов был сформирован отряд во главе с Япончиком под общим началом Котовского (однако в ходе операций участники этого отряда предавались разбою, и дезертировали, после чего Япончик был расстрелян). Интересно что уцелели из отряда немногие, в частности, Мейер Зайдер, который через 6 лет застрелил Котовского.
В годы гражданской войны конная группа Котовского была направлена на оборону Петрограда, против наступающего Юденича, но они слишком поздно прибыли на место действия, когда белые уже потерпели поражение.
В Бессарабии, на Украине и на советско-польском фронте Котовский командовал кавалерийской бригадой, в 1921 году командовал кавалерийскими частями, подавлял восстания махновцев, антоновцев и петлюровцев.
Неоднозначная позиция к разным политическим взглядам Григория Ивановича проявилась в том, что в 1920-м году он под личную ответственность отпустил белых офицеров и спасал от преследования ЧК.
Также в послевоенные годы он, будучи профессии агрономом, принимал участие в организации сахарных заводов, где трудились «котовцы».
В 1923 году в семье Котовского и Ольги Петровны Шакиной-Котовской родился сын Григорий Григорьевич Котовский, будущий крупный российский востоковед-индолог.
В 1925 года нарком Фрунзе назначил Котовского своим заместителем, но вступить в должность Григорий Иванович не успел. 6 августа 1925 года он был застрелен по неясным причинам Мейером Зайдером. Документы по делу об убийстве засекречены, многие материалы дела удалены из архива.
Легендарному красному командиру были устроены похороны, сравнимые по размаху с похоронами Ленина, для погребения забальзамированного тела в Подольске (под Одессой) был выстроен мавзолей.
После смерти Котовского его славу стали возвеличивать до невероятных масштабов – его имя по всему Советскому Союзу присваивалось заводам и фабрикам, колхозам и совхозам, пароходам и военным частям, целым городам и улицам.
В Петроградском районе Петербурге есть улица Котовского — она проходит от пересечения Большой Посадской улицы и улицы Чапаева до Большой Монетной улицы. Во второй половине XVIII века проезд от улицы Мира до Большой Монетной улицы наименовался как Посадский переулок (по слободе, или посаду торговцев и ремесленников), затем (Большая) Монетная улица (по находившейся здесь слободе рабочих Монетного двора), затем Малая Вульфова улица (по фамилии землевладельца —барона Вульфа).
В 1952 году улица переименована в улицу Котовского, тихо хранящую интересные памятники модерна. Именно с этого года в Ленинграде в честь советских деятелей началось массовое переименование улиц - в первую очередь, носивших имена домовладельцев. Появились улицы Чапаева (Большая Вульфовская), Шепетовская (Георгиевская), переулок Макаренко (Усачёв), переулок Ульяны Громовой (Гусев), Феодосийская улица (Вильманстрандская), улица Лизы Чайкиной (Гулярная), переулок Джамбула (Лештуков).
Тогда же Лиговская улица (ныне Лиговский проспект) был переименован в Сталинградский проспект, а Сенная площадь в площадь Мира.
