Как найти тему для новой авторской экскурсии?
Как дать шанс и помочь успешному выпускнику наших курсов экскурсоводов?
Этот вопрос я задаю себе, когда вижу человека, который может и хочет «сказать своё слово». Впрочем, тему он должен найти сам.
Обязательно сам! Я могу только чуть-чуть подсказать … если знаю! Моя главная задача – поддержать и направить.
Это всегда риск, ведь я могу и переоценить возможности выпускника, и тогда экскурсанты после первой экскурсии напишут в отзыве: «Мы больше не поедем с вашими экскурсоводами!»
С Ириной Малковой я не ошибся!
Игорь Воеводский.
Вот лишь несколько разрозненных фрагментов из материалов, собранных Ириной Малковой в ходе подготовки экскурсии по Петербургу Михаила Шемякина (ближайшая экскурсия состоится в воскресенье 1 декабря: https://eclectica.ru/catalog/5753/)
Фрагмент 1.
«Не кочегары мы, не плотники…»
Во время работы над экскурсией я обнаружила много любопытных деталей. Например, прежде чем стать художником с мировым именем, Михаил Шемякин работал такелажником в Государственном музее Эрмитаж.
Днем он исправно переносил шедевры из зала в зал, скалывал лед вокруг музея и вывозил мусор. По вечерам – копировал шедевры старых мастеров. В 1960-е годы чернорабочими в Эрмитаже работали многие поэты и художники, которые хотели быть ближе к великому искусству. Зарплата чернорабочего была 28 рублей в месяц, а за копирование картин Шемякин получил 3 рубля в час!
В 1964 году в честь 200-летия Эрмитажа организовали выставку работников хозяйственной части: такелажников, рабочих, электриков, полотеров. В то время в Советском Союзе была популярна идея гармоничного развития личности и подобная выставка должна была продемонстрировать преимущества социалистического образа жизни.
В «Выставке творческих работ художников–работников хозяйственной части Эрмитажа» участвовали: будущий актер Валерий Кравченко, поэт Владимир Уфлянд, Владимир Овчинников, художник и писатель Олег Лягачев и, наш герой, Михаил Шемякин. Последний представил иллюстрации к произведениям Гофмана и Диккенса. Кроме того, художник выставил натюрморты-коллажи, выполненные из ткани, наклеенной на доски. Натюрморты созданы в «шемякинской гамме»: серо-беловатые тона с вкраплением желтых и черных пятен.
Работы развесили в Растреллиевском зале. На открытии был аншлаг, книга отзывов пестрела благожелательными отзывами. Весть об этом мгновенно разнеслась по всему городу и на третий день нагрянули чиновники из ЛОСХа (Ленинградское отделение Союза художников), потом приехали «искусствоведы в штатском». Выставку закрыли, допросили художников, и в первую очередь «искусствоведов в штатском» интересовало, кто разрешил выставить свою мазню в Растреллиевском зале всемирно известного музея? Кончилось тем, что директор Эрмитажа академик М.И. Артамонов лишился своего поста, те, кто хоть в какой-то степени были причастны к организации выставки, были наказаны, а художников вынудили уволиться.
Проведенные в Эрмитаже годы Шемякин считает самыми счастливыми в своей жизни. Позже, находясь в эмиграции, он сильно скучал по Ленинграду, и он ему снился: «Будто иду я по улицам, вижу любимые старые дома, трогаю их руками. В Эрмитаж захожу, надеваю старый халат и говорю: «Такелажник Шемякин на работу вышел».
Ирина Малкова