150 лет назад родился великий художник
Анри Эмиль Бенуа Матисс (фр. Henri Émile Benoît Matisse) родился 31 декабря 1869 года в Ле-Като во Франции. Учился в Париже, где посещал различные художественные школы, студии и салоны, был учеником в мастерской Гюстава Моро в Школе изящных искусств. В 1904 году написал свою первую признанную «Роскошь, покой и наслаждение».
В начале работал в технике пуантилизма, позднее перешёл к экспериментальной живописи широких динамичных мазков. В 1905 году его работы выставлены в Париже в «Осеннем салоне», который пользовался большой популярностью, критики прозвали Матисса и художников, с которыми он организовал выставку, «Fauws» – «Дикие». Матисс создал новый стиль, вошедший в историю искусства под названием фовизм. Его картинам того периода характерны плоские формы, чёткие линии и менее строгий пуантилизм.
Одним из первых, кто оценил талант Матисса, был русский предприниматель и коллекционер Сергей Иванович Щукин. В 1908 году он заказал художнику три декоративных панно для своего дома в Москве: «Танец» (1910), «Музыка» (1910) и «Купание», или «Медитация» (последнее панно осталось лишь в эскизах). В них господствовали яркие краски, а композиции, заполненные движущимися в танце или играющими на музыкальных инструментах обнаженными людьми, символизировали природные стихии — воздух, огонь и землю.
В связи с установкой картин Анри Матисс по приглашению Щукина в 1911 году лично посетил Санкт-Петербург и Москву, где ему был оказан восторженный и тёплый прием. Отвечая на вопросы журналистов, которые интересовались его впечатлениями о стране, он сказал:
«Я видел вчера коллекцию старых икон. Вот большое искусство. Я влюблен в их трогательную простоту, которая для меня ближе и дороже картин Фра Анджелико. Я счастлив, что наконец попал в Россию. Я жду многого от русского искусства, потому что чувствую: в душе русского народа хранятся несметные богатства; русский народ ещё молод. Он не успел ещё растратить жара своей души».
На деньги, заработанные от продажи своих картин русским предпринимателям и коллекционерам Щукину и Морозову, художник смог, наконец, окончательно преодолеть материальные затруднения.
Вскоре Матисс увлекся декором в мусульманской традиции. Его привлекают линейный орнамент, яркость цветов и загадка Востока. В 1912 году уехал в Марокко, результатом стали картины, наполненные необычными красками и высоким контрастом света, например, «Бербер». В 1921 году в Ницце, где создал знаменитую серию «Одалисок».
В конце жизни полотна Матисса вновь становятся насыщенными цветом, он уделяет внимание проработке границ света и тьмы, внутренних пространств полотна и внешних: «Красный интерьер, натюрморт на синем столе», «Египетский занавес». В эти годы он также работал над витражами часовни Розового Венца в Вансе (спонсировал строительство сам).
Умер 3 ноября 1954 года недалеко от Ниццы в местечке Симиезе.