150 лет Игорю Эммануиловичу Грабарю!
Великий художник, мастер натюрморта, пейзажа, портрета, яркий представитель русского импрессионизма и дивизионизма, реставратор, искусствовед, теоретик искусства, просветитель, музейный деятель, педагог, лауреат Сталинской премии внёс ни с чем не сравнимый вклад в культуру и искусство Петербурга и России. Многие сотрудники ЭКЛЕКТИКИ учились на трудах Игоря Эммануиловича.
Игорь Эммануилович Грабарь родился 25 (13) марта 1871 года в Будапеште, в семье депутата венгерского парламента Эммануила Грабаря. Его мать, Ольга Грабарь, занималась русской просветительской деятельностью. В 1876 году отец переехал в Егорьевск Рязанской губернии, где преподавал в гимназии, затем сюда переехали его жена с сыновьями. С 1880 по 1882 год Игорь учился в Егорьевской прогимназии и посещал занятия Варвары Житовой, сводной сестры писателя И. С. Тургенева, в 1882 году учился в Лицее цесаревича Николая в Москве (окончил в 1889 году с золотой медалью), посещал классы рисования Московского общества любителей художеств.
Затем переехал в Петербург, где учился на юридическом факультете Санкт-Петербургского университета (окончил в 1893 году), писал рассказы. В отличие от старшего брата Владимира, ставшего юристом, Игорь Эммануилович мечтал стать художником и с 1892 года он начал заниматься в академической мастерской художника, профессора П. П. Чистякова. В 1894 году поступил в Императорскую Академию художеств, где с 1895 года занимался под руководством Ильи Репина.
С 1895 году побывал в городах Европы, изучая работы мастеров живописи и архитектуры, в Италии его потрясло искусство Ренессанса, в Париже – работы импрессионистов и постимпрессионистов. Также учился в Мюнхене в частной школе-студии Антона Ажбе, к мюнхенскому периоду творчества относятся его «Дама с собакой» (1899) и «Дама у пианино» (1899). Именно в Мюнхене Грабарь воспринял идеи не смешивать краски на палитре, а накладывать их раздельно на холсте, что привело художника на путь дивизионизма.
В 1901 году вернулся в Петербург, участвовал в работе творческих объединений «Мир искусства» и «Союз русских художников», на выставках которых экспонировались его пейзажи и натюрморты.
В 1903 году переехал в Москву, пишет свои лучшие картины, посвященные русской природе: «Сентябрьский снег» (1903), «Февральская лазурь», «Белая зима. Грачиные гнезда», «Мартовский снег» (1904), «Хризантемы» (1905).
В 1910 году Игорь Эммануилович увлекся архитектурой и историй искусства, мастерски и со вкусом написал капитальный труд «История русского искусства» в шести томах (1909-1916). Среди его работ особенное значение для постижения культуры Петербурга имеет книга «Петербургская архитектура в XVIII и XIX веках».
С 1913 по 1925 годы директор Третьяковской галереи, занимался защитой памятников архитектуры. В 1918 году по его инициативе были созданы Центральные реставрационные мастерские (сейчас они носят его имя).
Одновременно с общественной деятельность продолжал писать - «Портрет матери» (1924), «Светлана» (1933), «Портрет дочери на фоне зимнего пейзажа» (1934), «Портрет сына» (1935), «Портрет академика С.А. Чаплыгина» (1935), автопортреты, картины, посвященные В.И. Ленину, пейзажи - «Последний снег» (1931), «Березовая аллея» (1940), «Зимний пейзаж» (1954).
До конца жизни в 1960 году художник оставался хранителем академических традиций, эклектически совмещая их с импрессионистическими приёмами.
В Русском музее находится несколько работ Грабаря. Среди них выделяется картина «Дельфиниум» — одна из его работ, выполненная в стиле дивизионизма. Художник изобразил три букета цветов в вазах, стоящих на столе, на поляне в окружении берёз. Яркие, сочные оттенки синих цветов, удачное сочетание натюрморта и пейзажа показывают мастерское владение кистью художника и вызывают эффект присутствия.