110 лет назад родился Иосиф Рапопорт. Почему этот удивительный великий советский учёный-генетик с судьбой эпического героя, восставший против «лысенковщины», отец химического мутагенеза, не получил Нобелевскую премию и звания Героя Советского Союза, и как он первым закончил Вторую мировую войну – читайте в нашей статье.
Иосиф Абрамович Рапопорт родился 14 марта 1912 года в Чернигове, в семье врача-терапевта. В школе, где он учился, преподавали бывшие учителя дореволюционной гимназии. Особенно Иосиф увлекался биологией, русским языком, историей и географией, а в старших классах генетикой. После учился в черниговском Агрозоотехническом техникуме, работал зоотехником.
1930-е годы Ленинград – мировая столица генетики, именно здесь жил и работал великий учёный-генетик, ботаник, селекционер, химик, географ, общественный и государственный деятель Н.И. Вавилов, который возглавлял Генетическую лабораторию (Институт генетики) АН СССР в Ленинграде вплоть до своего ареста в 1940 году.
И поэтому именно сюда, в Ленинград, Рапопорт переехал в 1930 году и поступил на биологический факультет в Ленинградский государственный университет, учился на кафедре генетики и экспериментальной зоологии. Стипендии не хватало, и Иосиф подрабатывал грузчиком в порту, к тому же надо было помогать родителям — в Украине был голод.
В 1932 г. в Ленинград приехал другой великий ученый-генетик Николай Константинович Кольцов (который возглавлял в Москве Институт экспериментальной биологии), знакомство с которым стало новой вехой в научном сознании Рапопорта. 1932 год стал началом его научной деятельности и после окончания университета он поступает в аспирантуру, экзамены принимал сам Кольцов. Среди соискателей была врач Лия Луговая, которая вскоре стала женой Рапопорта, а в 1937 году в их семье родился сын.
Кольцова так отзывался об аспиранте Рапопорте:
«И.А. Рапопорт является без сомнения выдающимся молодым ученым-исследователем и по полученной им подготовке, и по способностям значительно превышает средний уровень аспирантов… читает в подлиннике Данте, изучает и шведский язык. Свободное и беглое чтение на ряде европейских языков позволяет ему читать без всяких затруднений научную литературу…Его научные интересы в области биологии очень широки, и он охватывает самые разнообразные отделы биологии, включая физиологию и фармакологию».
В начале Великой Отечественной войны Рапопорт записался добровольцем на фронт, освобождал родную Украину от немецких оккупантов, за что был награждён орденами.
В 1943 году защитил докторскую диссертацию, находясь на лечении после одного из ранений.
Прошёл путь от командира взвода до начальника оперативного отделения штаба дивизии, дважды был тяжело ранен. В декабре 1944 года в Венгрии командовал стрелковым батальоном и успешно отражал нацистскую танковую атаку с помощью фаустпатронов, захваченных у врага, потерял левый глаз, однако после госпиталя вернулся в строй и воевал до конца войны.
За мужество и отвагу, проявленные в боях гвардии капитан Рапопорт был награждён вторым орденом Красного Знамени и орденом Суворова III степени.
За глубокий рейд по тылам противника, завершившийся соединением передовых советских отрядов с союзными американскими отрядами в Австрии майор Рапопорт был награжден орденом «За взятие Вены», представлен к званию Героя Советского Союза и получил от американского командования орден «Легион почёта» и офицерский кинжал. Всего три раза представлялся к званию Героя Советского Союза, но так его не получил (одна из причин «Трофеи явно завышены. Достоин награды»). На месте тех боёв сейчас там стоит памятник с надписью «Здесь закончилась Вторая мировая война».
После войны продолжил научные исследования в области генетики в Институте цитологии, гистологии и эмбриологии АН СССР. Проводя опыты на мухах-дрозофилах, открыл химические вещества, которые обладали сильными мутагенными свойствами (мутагенов и супермутагенов), что впоследствии вылились в появление самостоятельного раздела генетики, известного как химический мутагенез.
Однако именно в этот, послевоенный период, когда биологи жаждали новых свершений, в науку пришла «лысенковщина», идеолог которой, Т.Д. Лысенко, назвал генетику «буржуазной наукой» и по сути привел к её разгрому.
На «августовской сессии ВАСХНИЛ» 1948 года Рапопорт выступил против «советской генетической доктрины» академика Т. Д. Лысенко, за что был исключён из партии. По воспоминаниям современника:
«Исай Израилевич Презент — главный идеолог безграмотного Лысенко. Презент — человек блестящий. Как красиво и пламенно он говорит. Как резко и соответственно стилю собрания, как грубо и демагогично его выступление! … Как он беспардонен и мелок! Как он, упоённый собой, был неосторожен. Он повторил часть текста, вставленного им ранее в доклад Лысенко. Он сказал, «когда мы, когда вся страна проливала кровь на фронтах Великой Отечественной войны, эти муховоды…». Договорить он не сумел. Как тигр, из первого ряда бросился к трибуне Рапопорт — он знал, что такое «брать языка». Презент на войне не был — он был слишком ценным, чтобы воевать — там же могут и убить… Рапопорт был всю войну на фронте. С чёрной повязкой на выбитом пулей глазу он был страшен. Рапопорт схватил Презента за горло и, сжимая это горло, спросил свирепо: «Это ты, сволочь, проливал кровь?» Ответить почти задушенному Презенту было невозможно».
Разгром «несоветской» генетики привело к переквалификации учёных, Рапопорт с 1949 по 1957 год работал в экспедиции нефтяного и геологического министерств, занимаясь палеонтологией и стратиграфией.
В 1955 году присоединился к «Письму трёхсот» в Президиум ЦК КПСС. Письмо содержало оценку текущего состояния отечественной биологии, критику идей Т. Д. Лысенко, который был одним из руководителей биологической науки в стране. Письмо стало причиной отставки Лысенко с поста президента ВАСХНИЛ, а некоторых его приверженцев и ставленников — с руководящих постов в системе АН СССР.
В 1957 году Рапопорт вернулся к научным исследованиям в области генетики, в Институте химической физики АН СССР.
В 1962 году Нобелевский комитет выдвинул кандидатуру Рапопорта (совместно с Шарлоттой Ауэрбах) на Нобелевскую премию за открытие химического мутагенеза. Советское руководство не возражало, но партийные чиновники предложили Рапопорту подать заявление о повторном вступлении в партию, однако он упрямо отказался, и премию ему не дали.
Получил орден Трудового Красного Знамени, Ленинскую премию, знание Героя Социалистического Труда «за особый вклад в сохранение и развитие генетики и селекции, подготовку высококвалифицированных научных кадров», был членом-корреспондентом АН СССР по отделению биологии.
Скончался 31 декабря 1990 года в Москве.
