240 лет назад родился Карл Фридрих Шинкель, немецкий архитектор, представитель прусского эллинизма, повлиявший на развитие архитектуры в России, отец петербургской эклектики, автор знаменитой Готической капеллы в Петергофе и в некотором роде создатель чугунной решётки Аничкова моста
Карл Фридрих Шинкель родился 13 марта 1781 в Нойруппине, в семье архидиакона лютеранской церкви. В Берлинской Академии архитектуры с 1799 года изучал архитектуру под руководством Ф. Д. Жилли Старшего, работал художником на фарфоровой фабрике; В 1811 г. стал первым немецким литографом. Работал также в Италии и во Франции, побывал в Англии. Занимался живописью, увлекался музыкой, изучал немецкое средневековое искусство. В его работах принципы классицизма сочетались со средневековыми мотивами. Создавал эскизы задников для спектаклей берлинских королевских театров.
С 1810 года асессор Прусской строительной депутации, руководил важнейшими архитектурными работами в королевстве. Реформировал классицизм последней, ампирной стадии. Вместе с другими мастерами прусского императора Фридриха Вильгельма III - архитектором К. Г. Лангхансом и скульптором Готтфридом фон Шадовым создал неоклассический стиль, называемый прусским эллинизмом, в котором противопоставлялось новое искусство Пруссии французскому ампиру Наполеона Бонапарта.
К числу наиболее значимых классических сооружений Шинкеля в Берлине можно отметить Драматический театр (1818—1821), Старый музей (1822—1830), Дворцовый мост (1824). Также он построил в готическом стиле Альтштадтскую кирху в Кёнигсберге (1825—1828, снесена во время Второй Мировой войны английской авиацией) и др. Модернизировал планировку Берлина (устроил новые улицы и бульвары в центре города), реставрировал и достраивал один из долгостроев Европы - Кёльнский собор.
Оказал влияние на многих художников и архитекторов, в частности, на своего ученика архитектора Лео фон Кленце (автора проекта Нового Эрмитажа в Петербурге), работал над учебником архитектуры (Das Architektonische Lehrbuch).
Также повлиял на развитие архитектуры в России в XIX веке. Дело в том, что император Николай I часто посещал Берлин, где он, видимо, и познакомился с выдающимся архитектором, возрождавшего формы готики. Именно при Николае в России появляется стиль эклектика с его историческими экскурсами в архитектурные эпохи.
В 1825 году, Николай I, после вступления на престол, становится владельцем земель на Южном берегу Финского залива в районе Александрии. Он дарит это имение своей жене Александре Фёдоровне, и оно получает название в честь супруги «Собственная её величества дача Александрия». Николай хотел угодить урожденной принцессе Фредерике-Луизе-Шарлотте-Вильгельмине Прусской. Хотя она перешла в православие, он желал, чтобы церковь, которую она посещает, напоминала о её родине. В 1829-м году, во время пребывания в Берлине Николай I, делает заказ Шинкелю на создание проекта домовой капеллы в готическом стиле, предназначенной для православного обряда.
Также Шинкель составил проект резиденции Александры Федоровны в Ореанде, в Крыму, но проект оказался слишком дорогим и его отдали придворному архитектору А. И. Штакеншнейдеру. Кстати, некоторые проекты Шинкеля по указанию императора Штакеншнейдер использовал для реализации их в Петербурге.
Также Николай принимал деятельное участие в утверждении проекта Аничкова моста – он был очарован оградой берлинского Дворцового моста с изображениями водяных существ на основе рисунка Шинкеля. Так была создана знаменитая чугунная ограда петербургского моста - это не копия, автором петербургского варианта ограды, выполненной по мотивам берлинского собрата, стал архитектор А. П. Брюллов. Мост украсили русалки (их у Шинкеля не было), дельфины и морские коньки-гиппокампы.
Примечательно, что Шинкель так и не побывал в России. Умер в Берлине в 1841 году, где и был похоронен. В построенной им неоготической Фридрихсвердерской церкви в центре Берлина (1824-1831) открыт музей К. Ф. Шинкеля.