100 лет «Катакомбной церкви»
Катакомбная церковь — собирательное именование части русской православной церкви, которая начиная с 1920-х годов перешла на нелегальное положение.
После свершения Октябрьской революции идеологами компании по сокращению влияния на общество «реакционного духовенства» Православной церкви были Ленин и Троцкий. В феврале 1922 года ВЦИКом (под председательством Михаила Калинина) было опубликовано постановление «Об изъятии церковных ценностей для реализации на помощь голодающим», которое предписывало «изъять из церковных имуществ, переданных в пользование групп верующих всех религий, по описям и договорам все драгоценные предметы из золота, серебра и камней, изъятие коих не может существенно затронуть интересы самого культа, и передать в органы Народного комиссариата финансов для помощи голодающим».
По сути декрет означал бесконтрольное изъятие всех храмовых ценностей без всякого разбора.
Патриарх Тихон обратился к верующим с воззванием, подверг осуждению вмешательство ВЦИК в дела Церкви, сравнив его со святотатством, причём сам был не против передачи имущества нуждающимся в это голодное время:
«Мы нашли возможным разрешить церковно-приходским советам и общинам жертвовать на нужды голодающих драгоценные церковные украшения и предметы, не имеющие богослужебного употребления».
В марте 1922 года в стране начались волнения. Самые крупные события, вызвавшие общественный резонанс, произошли в Шуе, тогда верующие оказали сопротивление изъятию ценностей и по толпе был открыт пулемётный огонь, пострадало двадцать два человека, из них четверо были убиты. Кампания по изъятию церковных ценностей за первое полугодие 1922 г. вызвала более 1400 случаев кровопролитных столкновений.
Ряд православных священников сблизились с большевиками и выступили в советской печати с критикой патриарха Тихона и с призывом отдать властям все ценности. Фактически это стало расколом Церкви с созданием «официальным» подконтрольным режиму марионеточным церковным управлением. Патриарх Тихон был отстранён. Так образовались Обновленчество («официальная» «Красная Православная Церковь») и нелегальная «Катакомбная церковь» («Истинно-Православная Церковь»).
В Петрограде в связи с сопротивлением изъятию ценностей было арестовано 87 человек, были расстреляны петроградский митрополит Вениамин (Казанский), архимандрит Сергий (Шеин) и другие.
В рамках кампании по изъятию церковных ценностей» была вскрыта рака Александра Невского (ныне в Государственном Эрмитаже), мощи были переданы в Музей религии и атеизма.
Весной 1922 года православные общины, отвергшие подчинение новому митрополиту Сергию, ушли в «подполье», в России и Петрограде появились тайные собрания, часто в домашних условиях, где проходили нелегальные богослужения.
Однако, как отмечал историк М. Шкаровский: «катакомбность Церкви не обязательно означает её непримиримость. Этот термин охватывает всякую неофициальную и поэтому не контролируемую государством церковную деятельность».
В конце 1920-х годов к непоминающим «красного митрополита» присоединился 61 легальный приход Ленинградской епархии, в том числе 23 в Ленинграде.
Эти «катакомбные» общины часто не были связаны (организации существовали лишь в протоколах НКВД). Подполье также разделилось на общины, лояльно относившиеся к Московскому Патриархату, и тех, кто считал, что пришёл Антихрист.
Слово «катакомбы» в этом отношении появилось впервые в Петрограде в 1923 году, где была высокая концентрация православной интеллигенции (и, видимо, это понятие стало именно ленинградским неологизмом) – в письмах игуменьи Афанасии (Громеко) к митрополиту Евлогию (Георгиевскому), написанных в 1923 году из Петрограда. После того как монахини были изгнаны из своего храма обновленцами, община не распалась, а продолжала своё существование как «домашний» монастырь. В письмах игуменья Афанасия упоминала выражения «мои катакомбы», «моя тайная катакомбная церковь», сравнивая реалии с жизнью ранних христиан, которые во время гонений тайно собирались на богослужения в катакомбах — подземных кладбищах римских городов.
В широком смысле к «катакомбам» относились и другие религиозные движения: протестанты, иудеи, мусульмане, униаты. Например, мечеть в Ленинграде действовала при условии содержания там овощехранилища, и была закрыта в 1940 году, службы пришлось совершать на Магометанском кладбище.
За время существования подполья множество священников и прихожан Катакомбной церкви были репрессированы.
В 1960—1970-х годах, в связи с вымиранием главной опорой православия в СССР - деревни, истинно-православная церковь теряла свои позиции, частично вливаясь в официальную Русскую православную церковь.
В начале 1990-х годов катакомбные общины вышли из подполья.