Великому японскому мультипликатору Хаяо Миядзаки – 80 лет!
«Я верю, что детские души наследуют историческую память предыдущих поколений. Просто по мере взросления и познания мира этой памяти остается все меньше и меньше. И если я сумею сделать фильм, который пробудит ее, то умру счастливым человеком».
Хаяо Миядзаки родился 5 января 1941 года в Токио. Его отец, Кацудзи Миядзаки, во время войны был директором «Миядзаки Эйрплейн», фабрики по изготовлению деталей к самолётам, благодаря чему семья жила в достатке а Хаяо полюбил летательные аппараты, что потом оказало значительное влияние на его творчество. В 1963 году окончил Университет Гакусюин в Токио (по специальности политология и экономика), с этого же года работал в кинокомпании, в отделе анимации. С 1971 начал сотрудничать с режиссёром Исао Такахата и с художником-аниматором Акеми Ота (жена Миядзаки).
В 1979 поставил первый полнометражный анимационный фильм «Люпен III, замок Калиостро». В 1982 выпустил «роман в картинках» «Навсикая из Долины ветров» (по которому в 1984 году снял одноимённый фильм). В 1985 (совместно с Такахата) создал студию «Ghibli» (фильм «Мой сосед Тоторо», 1988 и другие).
Огромную популярность получила его картина «Принцесса Мононоке» (1997), затрагивающая вопросы конфликта прогресса и природы. Реальный мир неотделим от ирреального: в его фильмах «Воздушный замок Лапута» (1986), «Ведьмина служба доставки» (1989) – мультипликационная эклектика, древняя магия соседствует с достижениями современной техники, Средневековье – с фантастическим будущим, европейский пейзаж – с японским.
Интерес к самолётостроению выражен в картинах «Порко Россо» (1992) и «Ветер крепчает» (2013, по одноимённым комиксам (мангам) Миядзаки, где воспроизведены события жизни конструктора времён 2-й мировой войны Дзиро Хорикоси. Международный успех сопутствовал самому «кассовому» японскому анимационному фильму «Унесённые призраками» – о девочке, попавшей в волшебный мир (2001, приз МКФ в Берлине, «Оскар»). Фильм «Бродячий замок Хаула» («Ходячий замок», 2004, приз МКФ в Венеции) рассказал историю девочки с телом старушки, пытающуюся избавиться от своего проклятия.
Герои его детских фильмов (в т. ч. «Рыбка Поньо», 2008) – беззащитные и хрупкие создания, которым приходится совершать «взрослые» подвиги.
Мастерски и скрупулёзно прорисованные кадры, тонкая звукорежиссура – «фирменный стиль» Миядзаки и принесли во всём мире ему огромную популярность среди взрослых и детей.
В 2014 году награждён премией «Оскар» за выдающиеся заслуги в кинематографе. В настоящее время продолжает работать.