RSS
20 октября 2020
260 лет назад родился Хокусай, один из самых известных японских художников, мастер укиё-э, праотец модерна
Кацусика Хокусай (настоящее имя — Токитаро) родился в октябре 1760 года (точная дата неизвестна) в Эдо (ныне Токио) в семье ремесленника, семья жила в бедном городском предместье Кацусика. Стал рисовать в возрасте шести лет, возможно обучаясь искусству у отца, который изготовлял и расписывал зеркала для сёгуна. На протяжении всей своей жизни Хокусай принимал псевдонимы, искусствоведы даже так и называют периоды его творчества по очередному его имени.
Конец XVIII века в Японии - подъём культурной сферы, развиваются театр, изобразительное искусство, литература. Особый расцвет происходит в жанре гравюры, которая начинает приобретать всё большую популярность. Хокусай учился у многих японских мастеров гравюры, тщательно изучал художественные приёмы самых разных направлений - традиционных японских и китайских школ, западную живопись маслом.
Постепенно Хокусай стал работать в «укиё-э» - направлении в изобразительном искусстве Японии периода Эдо (время правления клана Трокугава). В эту эпоху появлялись специально отведённые городские кварталы, в которых процветал театр Кабуки и находились дома гейш и куртизанок. Термин «укиё-э» означал «мир мимолётных наслаждений, мир любви», гравюры в этом стиле - основной вид ксилографии в Японии, которые создавались с помощью техники многоцветной печати. Такие гравюры были недороги, их покупали городские жителей, которые не могли позволить себе «настоящие» картины. Для укиё-э характерны сцены обыденной жизни, часто изображавшие прекрасных гейш, мощных сумоистов и актёров театра кабуки, также часто изображались пейзажи.
Всё это сформировало Хокусая как художника, который внёс огромный вклад в развитие пейзажного жанра в гравюре, в японское искусство в целом, оказал существенное влияние на европейское искусство XIX и начало XX века - импрессионизм и модерн Влияние стиля гравюр Хокусая можно заметить в работах Клода Моне, Огюста Ренуара, Ван Гога и Гогена. В характерных для модерна извилистых линиях («удар бича»), часто применявшихся в архитектуре Петербурга, заметно влияние мотивов Хокусая.
Одно из самых известных произведений Хокусая - «Большая волна в Канагаве» из серии «36 видов Фудзи», здесь особенного проявился почерк мастера. Хокусай запечатлел напряжённый момент разбушевавшейся морской стихии, с которой пытаются справиться человечки в лодках, на фоне горы Фудзи. Другое важнейшее произведение художника – серия «Хокусай манга» (яп. «рисунки Хокусая»), которая является выражением кредо Хокусая.
Поговорить о "японском следе в Петербурге" можно на наших экскурсиях, например:
https://eclectica.ru/catalog/7168/
Конец XVIII века в Японии - подъём культурной сферы, развиваются театр, изобразительное искусство, литература. Особый расцвет происходит в жанре гравюры, которая начинает приобретать всё большую популярность. Хокусай учился у многих японских мастеров гравюры, тщательно изучал художественные приёмы самых разных направлений - традиционных японских и китайских школ, западную живопись маслом.
Постепенно Хокусай стал работать в «укиё-э» - направлении в изобразительном искусстве Японии периода Эдо (время правления клана Трокугава). В эту эпоху появлялись специально отведённые городские кварталы, в которых процветал театр Кабуки и находились дома гейш и куртизанок. Термин «укиё-э» означал «мир мимолётных наслаждений, мир любви», гравюры в этом стиле - основной вид ксилографии в Японии, которые создавались с помощью техники многоцветной печати. Такие гравюры были недороги, их покупали городские жителей, которые не могли позволить себе «настоящие» картины. Для укиё-э характерны сцены обыденной жизни, часто изображавшие прекрасных гейш, мощных сумоистов и актёров театра кабуки, также часто изображались пейзажи.
Всё это сформировало Хокусая как художника, который внёс огромный вклад в развитие пейзажного жанра в гравюре, в японское искусство в целом, оказал существенное влияние на европейское искусство XIX и начало XX века - импрессионизм и модерн Влияние стиля гравюр Хокусая можно заметить в работах Клода Моне, Огюста Ренуара, Ван Гога и Гогена. В характерных для модерна извилистых линиях («удар бича»), часто применявшихся в архитектуре Петербурга, заметно влияние мотивов Хокусая.
Одно из самых известных произведений Хокусая - «Большая волна в Канагаве» из серии «36 видов Фудзи», здесь особенного проявился почерк мастера. Хокусай запечатлел напряжённый момент разбушевавшейся морской стихии, с которой пытаются справиться человечки в лодках, на фоне горы Фудзи. Другое важнейшее произведение художника – серия «Хокусай манга» (яп. «рисунки Хокусая»), которая является выражением кредо Хокусая.
Поговорить о "японском следе в Петербурге" можно на наших экскурсиях, например:
https://eclectica.ru/catalog/7168/