430 лет назад родился Хосе де Рибера, великий испанский художник эпохи барокко
Хосе (Хусепе) де Рибера родился в Хативе, Испания, 17 февраля 1591 года. Учился в мастерской Франсиско Рибальты. Позже переехал в Италию, где изучал картины старых мастеров в Парме и Риме. Затем перебрался в Неаполь, где стал известен под итальянским именем Джузеппе Рибера по прозвищу Ло Спаньолетто - маленький испанец, испанчик. Здесь он работал по заказам местного духовенства и вице-короля герцога Осуна, а также его преемников. Большинство заказчиков увозило картины Риберы с собой в Испанию, где он приобрёл популярность. Был избран членом римской академии Св. Луки.
В Неаполе он стал одним из основоположников барочной живописи и неаполитанской школы. Создавал живописные полотна и офорты в основном религиозного содержания.
Ранние картины писал под влиянием Караваджо - создавал свои натуралистичные работы, основанные на контрастах света и тени. Позднее сказалось влияние болонской школы Карраччи. В часто экспрессивных сценах мученичества выявлял победу духа и воли над телесной немощью и страданием. Для вдохновения такими натуралистическими идеями он часто посещал допросы с пытками в тюрьмах, зарисовывая напряжённые мучения людей. Также создавал полотна на темы мифологии и античной истории.
Большинство произведений Риберы хранятся в музее Прадо и в неаполитанских церквях.
Одна из лучших работ художника – «Святая Инесса и ангел, укрывающий её покрывалом» (1641; Дрезденская галерея), где монументально переданы эротизм и глубина человеческого переживания. По легенде, христианка Инесса за отказ поклоняться языческим богам должна была быть выставлена нагой в публичном доме, но произошло чудо - внезапно выросшие волосы скрыли её наготу, а сошедший с небес ангел накинул на неё покрывало. Считается, что образ списан с дочери художника.
Несколько его полотен представлено в Государственном Эрмитаже. Острым натурализмом, резкими светотеневыми контрастами, точными деталями и насыщенной палитрой исполнены его работы из эрмитажной коллекции «Святой Иероним и ангел», «Святой Иероним в пустыне» и «Святой Иероним, внимающий звуку небесной трубы» (1626).
Композиции посвящены аскету Иерониму, который сидит в пещере и переводит библию на латинский язык. В это время святому является ангел, который вдохновляет и помогает ему в трудной работе. Экспрессивной фигуре аскета контрастно противопоставляется богатая красная драпировка ног.