130 лет назад состоялась премьера оперы «Князь Игорь», шедевр мирового оперного искусства
Улетай на крыльях ветра
Ты в край родной, родная песня наша,
Туда, где мы тебя свободно пели,
Где было так привольно нам с тобою.
Там, под знойным небом, негой воздух полон,
Там под говор моря дремлют горы в облаках.
Там так ярко солнце светит,
Родные горы светом заливая,
В долинах пышно розы расцветают,
И соловьи поют в лесах зелёных;
И сладкий виноград растёт.
Там тебе привольней, песня…
Ты туда и улетай!
Премьера оперы великого композитора А. П. Бородина состоялась 4 ноября (23 октября) 1890 года в Мариинском театре. Либретто был написано на основе памятника древнерусской литературы «Слово о полку Игореве», рассказывающий о походе князя Игоря против половцев.
Эта опера создавалась на протяжении почти двадцати лет, и закончена была уже после смерти Бородина. Ещё в 1869 году ему предложили положить на музыку великое древнерусское произведение. И Бородин с вдохновением взялся за работу, даже ездил в Путивль на рекогносцировку, штудировал исторические и музыкальные источники, связанные с данной эпохой (например, использовал народные мотивы русской протяжной песни «Горы Воробьёвские» и темы половецких песен).
Однако позже, поняв, что взялся за непосильную ношу - преподавать (Бородин был одним из организаторов и преподавателей Высших женских врачебных курсов в Петербурге), создавать одновременно музыкальные и химические произведения, остановил сочинение оперы.
В 1887 году композитор скончался, так и не окончив «Князя Игоря». По записям Бородина работу за него завершили А. К. Глазунов и Н. А. Римский-Корсаков, причём Глазунов по памяти восстановил часть произведения, которую слышал в авторском исполнении на фортепиано.
«Князь Игорь» по своему масштабу вторит духу оперы Глинки «Жизнь за царя». Грандиозные народные сцены, мощь хоровых партий, одни из самых красивых арий героев в истории музыки – ария Игоря, Кончаковны, Владимира, половецкой девушки, плач Ярославны, «половецкие танцы» снискали огромную популярность. Здесь Бородин избегает излишней декоративности и достигает подлинной монументальности и достоверности в изображении русской архаики.
Опера ставилась неоднократно и за рубежом, например, в 1914 г. в Лондоне, в рамках Дягилевских сезонов, в оформлении Н. К. Рериха.