140 лет назад родился Лев Платонович Карсавин.
Об известном религиозном философе, историке культуры, брате выдающейся балерины Тамары Карсавиной, высланном из Петрограда на «Философском пароходе» - читайте в нашей статье
Поэт дитя; он смеется лучшим в мире смехом — смехом сквозь слезы.
Лев Платонович Карсавин родился 13 (1) декабря 1882 года в Санкт-Петербурге в семье актёра балета Мариинского театра Платона Константиновича Карсавина. Его мать, Анна Иосифовна, урождённая Хомякова, была родственницей известного философа А. С. Хомякова. Через два с половиной года после рождения у Льва родилась сестрёнка – будущая великая балерина Тамара Карсавина.
В конце XIX – начале XX века семья Карсавиных жила неподалёку от Мариинского театра, в Коломне, на Екатерининском канале (наб. кан. Грибоедова, 170), здесь прошли детские и юношеские годы Льва и Тамары. Брат и сестра всю жизнь были дружны, она его величала «молодым мудрецом», он её - «знаменитой добродетельной сестрой».
В 1906 году окончил историко-филологический факультет Петербургского университета, преподавал в Историко-филологическом институте и на Высших женских (Бестужевских) курсах; приват-доцент, профессор Петербургского университета.
Защитил магистерскую диссертацию («Очерки религиозной жизни в Италии XII—XIII веков») и докторскую диссертацию («Основы средневековой религиозности в XII—XIII вв., 1916).
После революции остался в Петрограде, участвовал в заседаниях петроградского общества «Братства Святой Софии», был учредителем Вольной философской ассоциации, издательства «Петрополис», Богословского института. В 1921 году избран профессором Петроградского университета, председателем Общественно-педагогического отделения.
В августе 1922 года был арестован и приговорён к высылке за границу. 16 ноября 1922 года от набережной Невы отплыл на пароходе «Preussen» вместе с другими петроградцами - Н. О. Лосским, И. И. Лапшиным, также были академик Н. А. Котляревский, профессоры Ф. Ю. Левинсон-Лессинг, М. В. Кирпичёв, математик Д. Ф. Селиванов и другие.
Примкнул к евразийскому движению, был редактором и автором газеты «Евразия». С 1928 года преподавал историю в университете в Каунасе. После присоединения Литвы к СССР остался в стране, преподавал (на русском и литовском языках) в Вильнюсском университете и в Художественном институте, работал в музее. Вышли его книги «О личности» (1929), «Поэма о смерти» (1931), «Теория истории» (1929), пятитомный труд «История европейской культуры» (1937), продолжал писать трактаты по средневековой философии и теологии.
В своих трудах развивал «философию всеединства», стремясь к созданию целостной системы христианского мировоззрения. Опирался на раннехристианские учения и философию Владимира Соловьёва. Центральное место в теории Карсавина занимает понятие личности человека, его становление. Человек с развитой личностью, целостной (а не раздробленной), становится духовным и приближается к Богу.
В 1940-е годы советскими органами отстранён от преподавания, уволен из музея, арестован и обвинён в участии в антисоветском евразийском движении и подготовке свержения советской власти, приговорён к десяти годам исправительно-трудовых лагерей. Умер 20 июля 1952 года в лагере в Коми АССР.
В ноябре 2022 года в РХГА проходила выставка «Философский пароход: семь пассажиров», посвящённая высылке из Советской России известных мыслителей.