120 лет со дня рождения Лидии Гинзбург. Об известной писательнице, оставившей нам страшные «Записки блокадного человека», потерявшей родных и близких, но не сломленной тяготами эпохи, читайте на нашем канале
«День ленинградской весны 1942-го. Впрочем, слово «весна» звучало странно. Хлебный паёк повысили, по размороженным улицам нерешительно ходили трамваи. Немцы перестали бомбить, но каждый день несколько раз в день обстреливали город. Самые сильные и жизнеспособные уже умерли или выжили. Хилые продолжали замедленно умирать. Слово «весна» звучало странно.»
Лидия Яковлевна Гинзбург родилась 18 (5) марта 1902 года в Одессе, в семье инженера Якова Моисеевича Гинзбурга. Сестра театрального деятеля Виктора Типота (либретто «Свадьба в Малиновке», «Девичий переполох»), тётя писательницы Натальи Соколовой.
В начале 1920-х переехала в Петроград, где поступила на словесный факультет Института истории искусств. Институт был основан в собственном особняке на Исаакиевской площади в 1912 году графом В. П. Зубовым по образцу немецкого Института истории искусств во Флоренции, после Октябрьской революции Зубов передал особняк городу. В институте была ученицей известного литератора Бориса Эйхенбаума, окончила в 1926 году.
В 1920-е годы была близка к младоформалистам — Н. Степанову, В. Гофману, В. Каверину и другим. Участвовала в авангардистских сборниках театрального коллектива «Радикс» (1927) и сборнике обэриутов «Ванна Архимеда» (1929, не вышел).
Вела преподавательскую деятельность, в 1932 году написала «детский роман» «Агентство Пинкертона», о «красном» детективе, роман помог ей выжить после разгрома формализма. С 1935 года — стала членом Союза писателей СССР. В 1940 году в Ленинградском Государственном университете защитила в кандидатскую диссертацию («Творческий путь Лермонтова»).
Пережила блокаду Ленинграда, в 1942 году от дистрофии умерла её мать. Работала штатным редактором городского радиокомитета, где её коллегой была другая блокадная писательница и поэтесса – Ольга Берггольц. Отношения у них были непростые, о Берггольц Гинзбург оставила воспоминания:
«Она женщина, которую много любили, которая много любила и которой многое простится. Она мать, потерявшая ребенка. Она человек, который много мыслил, искал и заблуждался. Она поэт, свидетельствующий о своем времени и о судьбе своего поколения. Принадлежность к мыслящим и внутренне свободным - залог превосходства над прочими. Автоконцепция большого размаха. И она с упорством добивается, чтобы ей позволили хоть частично ее реализовать. Иначе ей уже не интересно.»
В послевоенные годы доцент кафедры литературы Карело-Финского университета, в 1957 году вышла монография «„Былое и думы“ Герцена», которая легла в основу её докторской диссертации. Значительным вкладом в литературоведение стали книги «О лирике» (1964, об истории русской поэзии) и «О психологической прозе» (1971 – о проблемах отображения в литературе внутреннего мира человека).
Лично знала Ахматову, Маяковского, Шкловского, Тынянова, Н. Я. Мандельштам и оставила воспоминания о них.
Известность пришла после публикации журналом «Нева» «Записок блокадного человека» (первая часть в 1984 году) (переведены на многие языки Европы).
Госпремия СССР (1988).
Скончалась 17 июля 1990 года в Ленинграде.
Об известных деятелях Института истории искусств с посещением особняка В.П. Зубова мы рассказываем на нашей экскурсии «По адресам графов Зубовых».
