В этом году великому архитектору эпохи модерна исполняется 150 лет
Архитекторов, выделяющихся по количеству созданных в Петербурге шедевров, можно представить в виде такой картины: барокко – Растрелли, классицизм – Росси, эклектика – Боссе, модерн – Лидваль. И действительно, этот зодчий в полной мере воплотил в своём наследии всё величие и разнообразие архитектурных направлений и течений необъятной эпохи Серебряного века, построивший только в Петербурге более 30 зданий и сооружений.
Фёдор Иванович Лидваль (Fredrik) Lidvall родился в Петербурге в настоящей шведской семье. Его отец, Юн Петтер Лидваль (Lidvall), приехал в Россию в 1859 году и со временем стал известным в Петербурге портным, главой крупной швейной мастерской «Иван Петрович Лидваль и сыновья» и поставщиком императорского двора. Мать — Ида Амалия Флешау родилась в Петербурге в семье шведки Евы Лакстрем и Балтазара Флешау, датского столяра-краснодеревщика.
В 1882 году Фёдор-Фредрик окончил начальную школу при евангелической Шведской церкви Святой Екатерины, затем Второе Петербургское реальное училище, два года занимался в Училище технического рисования барона Штиглица. Во время каникул Фёдор, как и его братья, проходил службу в Королевском лейб-гвардейском полку в Стокгольме. В 1896 году окончил Высшее художественное училище со званием художника-архитектора (под руководством архитектора Л. Н. Бенуа).
С 1899 года он стал членом Петербургского общества архитекторов. В 1907 году особая комиссия присудила ему серебряную медаль за фасад дома Н. А. Мельцера (угол Большой Конюшенной улицы и Волынского переулка) и почётный диплом за фасад доходного дома А. Ф. Циммермана (угол Каменноостровского проспекта и Вологодской улицы). С 1909 года — академик архитектуры, член Императорской Академии художеств.
В 1910—1917 годах преподавал на архитектурном факультете Женского политехнического института, участвовал в издании архитектурно-художественного журнала, являлся членом многих конкурсных комиссий и сам участвовал в многочисленных архитектурных конкурсах.
В 1918 году, разорённый, вслед за семьёй, вынужден был эмигрировать в Стокгольм. В Швеции Лидваль чувствовал себя «духовно изолированным и грустил об утраченных творческих возможностях».
Умер в 1945 году, похоронен в Стокгольме.
Важнейший этап творчества Лидваля связан со стилем северный модерн, что было близко его скандинавским корням. В то же время его постройки, благодаря к обращению к историческому наследию, вписывались в окружающую застройку. Одной из первых его работ стал доходный дом, построенный Лидвалем для своей матери на Каменноостровском проспекте (1899—1904). Невероятное разнообразие окон, живописная асимметрия форм, различная по фактуре и цвету отделка, обилие растительного и анималистического декора сделали дом образцом этого направления и принесли архитектору славу. Именно в этом доме (на третьем этаже, в квартире № 23) жил сам Фёдор Иванович с семьёй до своей эмиграции, на первом этаже размещалось его проектное бюро.
К тому же периоду относятся его Доходный дом Н. А. Мельцера, Жилой дом евангелической Шведской церкви св. Екатерины и т.д.
Получив широкое признание как архитектор модерна, Лидваль не останавливался на достигнутом. Он одним из первых почувствовал новые тенденции в развитии столичной архитектуры и обратился к классицизму. Так, в зданиях Второго общества взаимного кредита на Садовой и Азовско-Донского банка на Большой Морской (оба 1907-1909 года) уже виден новый подход архитектора - здесь он проявил себя как знаток античного наследия, но при этом не забывал о том, в какой эпохе он творил – этот дом можно отнести как к «модернизирующему неоклассицизму», так и «классицизирующему» модерну. К этому же направлению относится и гостиница «Астория» на Исаакиевской площади (1911-1912).
Знаменитый Толстовский дом, растянувшийся от Фонтанки до Троицкой улицы, стал большим программным заявлением архитектора (1910-1912). Здесь он показал себя как знаток и проповедник как исторических стилей (ренессанс, готика, классицизм, барокко) так и самого модерна, заявив о специфическом направлении архитектуры – так называемом «петербургском модерне». Это целостный, современный жилой комплекс образовал крупную композицию, нанизанную на ось как бы целой улицы.
Другим программным его заявление стал «Нобельский городок» - доходный дом шведского промышленника Э. Нобеля на Лесном проспекте и корпуса для рабочих заводов Нобеля.
Вместе с И. А. Фоминым Лидваль разрабатывал планы застройки острова Голодай и в 1912—1914 годах построил в стиле неоклассицизм жилые дома для рабочих по проекту «Новый Петербург» на Железноводской улице, создав «разумную композицию», простую и современную.
Также по его проекту были построены дома в других городах Российской империи (Астрахань, Саратов, Харьков).
В Швеции Лидваль спроектировал в Стокгольме 16 авторских домов, в облике которых сочетаются мотивы, характерные для его петербургского периода и шведской архитектуры стиля «шведская грация», отличающегося скромностью и сдержанностью. В начале 1930-х годов по его проектам в Стокгольме были построены жилые дома в стиле функционализма, но такой славы, как в Петербурге, архитектор уже не имел.