220 лет назад появились на свет «Лунная соната»
«Человек, доведенный до крайности, умолкает, дыхание пресеклось. И когда через минуту дыхание оживает и человек поднимается, кончены тщетные усилия, рыдания, буйства. Все сказано, душа опустошена. В последних тактах остается только величественная сила, покоряющая, укрощающая, принимающая поток».
Ромен Роллан
Известно, что Бетховен был вынужден давать уроки музыки. Среди его учеников было много известных деятелей Европы. Можно, например, вспомнить его ученика Карла Черни, будущего известного пианиста, который учил Теодора Лешетицкого, одного из основателей русской фортепианной школы (позже Лешетицкий служил на посту профессора фортепианного класса в Петербургской консерватории).
Одной из необыкновенных учениц Бетховена стала юная графиня Юлия (Джульетта) Гвиччарди.
В свои шестнадцать-семнадцать лет Джульетта переехала из родной Галиции (теперь Украина) в Вену, к родственникам её матери — в семью венгерских графов Брунсвиков. В этой семье композитор бывал часто, он давал здесь уроки фортепианного искусства как дочерям Брунсвик, так и их кузине Джульетте.
Это время в Вене – период расцвета Бетховена, заслужившего славу экстравагантного пианиста-виртуоза, его сочинения начали широко издаваться и пользоваться успехом.
Бетховен, видимо, поочередно ухаживает за своими знатными ученицами (среди который была и будущая пианистка Тереза Брунсвик), но постепенно начинает отдавать приоритет Джульетте и даже думал о женитьбе.
Кстати, он не брал с неё платы за занятия, а Джульетта дарила композитору вышитые ею самой сорочки. В своём письме другу в 1801 году Бетховен писал:
«Перемена, происшедшая во мне теперь, вызвана милой чудесной девушкой, которая любит меня и любима мною».
Что было между гением и Джульеттой, мы уже не узнаем. Вероятно, она просто кокетничала с Бетховеном, а вскоре вообще вышла замуж за композитора графа Венцеля Галенберга. Известно только, что в это время он начал писать свою фортепианную сонату. Вероятно, начал он писать ей летом 1801 года, когда он жил в Венгрии, в имении Брунсвиков.
В произведении композитор с необычайно высокой силой выразил всю свою тоску неразделённой любви. К тому же он испытывал глубокие страдания от потери слуха, осознавая, что это неизлечимо.
В марте 1802 года его соната № 14 «Sonata quasi una fantasia» («в духе фантазии»), с посвящением Джульетте, была опубликована.
Вскоре в отчаянии Бетховен пишет «Гейлигенштадтское завещание», которое после смерти композитора было найдено с письмом «к бессмертной возлюбленной» и портретом Джульетты.
В 1832 году, уже после смерти Бетховена, музыкальный критик Л. Рельштаб сравнил сонату с «лунным светом над Фирвальдштетским озером» (имея ввиду её первую часть Adagio sostenuto).
Так в мире музыке и стали называть ту сонату - «Лунной».
Призрачный, льющийся поток триолей погружает слушателя в меланхолическую атмосферу, и напоминают рябь на глади озера, над которым царствует мистическая, непостижимая луна.
Влияние сонаты на мировую музыкальную культуру огромно. Например, Шостакович в своей Сонате для альта и фортепиано (ор.147) использует мотивы Лунной. Также это произведение служило источником вдохновения как в литературе, так и в изобразительном искусстве мира.
