RSS
18 июля 2019
10 лет назад началась масштабная реставрация и замена статуй Летнего сада
К сожалению, каррарский мрамор, из которого изготовлены скульптуры, не может радовать нас своей красотой бесконечно. Под воздействием окружающей среды и вандалов процесс старения и разрушения статуй, находившихся почти 300 лет под открытым небом, привёл к тяжёлому, но вынужденному решению – заменить оригиналы копиями.
После неудачных попыток (с 1986 по 2003 г.) летом 2009 г. сотрудниками Русского музея, в ведении которого находится Летний сад, началась капитальная реставрация всей скульптуры Летнего сада. После готовности статуи с неё снималась силиконовая форма, из которой изготавливалась копия из так называемого «искусственного мрамора», состоящего из природной мраморной крошки. За 3 года было изготовлено 90 копий скульптур (статуи, бюсты, скульптурные группы) и 152 пьедестала и подставки под бюсты. Отреставрированные подлинники находятся в хранилищах Михайловского замка.
До сих пор среди знатоков Петербурга бродят мифы – остались ли в саду оригинальные памятники той эпохи? Кто-то утверждает, что единственная оригинальная скульптура – это Амур и Психея, есть и другие версии.
Обратимся за ответом к ведущему научному сотруднику Русского музея Г. А. Хвостовой:
«Великая Отечественная война неузнаваемо изменила Летний сад. Параллельно с вывозом экспонатов из Летнего Дворца Петра I, убиралась с аллей скульптура. С 26 июня по 13 августа 1941 года восемьдесят мраморных памятников были сняты с постаментов, и надёжно укрыты в земле, рядом с местом экспонирования. Лишь скульптурные группы «Амур и Психея», а также «Аллегория Ништадтского мира. Мир и Победа» вместе с постаментами, были оставлены на своих местах и защищены двойным слоем деревянных щитов, проложенными мешками с песком. Остальные скульптуры были опущены в вырытые ямы… Сверху на получившийся своеобразный ящик укладывался щит- крышка и затем всё засыпалось землёй. В таком состоянии скульптуры сада провели все годы войны. Опустевший сад стал территорией для размещения воинских частей: были вырыты траншеи, различные военные сооружения для укрытия. В саду располагалась зенитная батарея, а в павильоне «Кофейный Домик» плотными рядами стояли раскладушки для солдат. Артобстрелы города, начавшиеся осенью 1941 года, продолжались по 1 мая 1943 года. Они не миновали Летний сад,- в документах зафиксированы попадания снарядов и разрывы бомб на его территории. В результате были полностью уничтожены целые группы деревьев и кустарников, повреждены ограда и решётки, основания дорожек, газонные ограждения, ливнёвая и водопроводная сеть сада…
Начало масштабных реставрационных работ по Летнему саду в июне 2009 года прежде всего поставило задачу освобождения его территории от скульптуры и перевода коллекции в другое место хранения... Во время этого важного и трудоёмкого процесса ни один мраморный экспонат не был повреждён. Итак, впервые Летний сад расстался со скульптурой. На его территории, в соответствии с ранее принятым решением, остались лишь: постамент скульптурной группы «Амур и Психея» и скульптурная группа «Аллегория Ништадтского мира» («Мир и Победа»), находящаяся у северного фасада Летнего Дворца со стороны Невской ограды.»
Итак, теперь мы всегда можем сравнить ощущения цвета, фактуры и текстуры копии с природным оригинальным мрамором и оценить высочайшее мастерство реставраторов. А ещё теперь можно наблюдать, как статуи покрываются «патиной времени», и неспециалисту отличить искусственный мрамор от настоящего практически невозможно.
А какие ещё оригинальные скульптуры остались в Летнем саду?
Кстати, об античности мы рассказываем детям на нашей экскурсии "Приключения античных богов или с Гераклом по городу" 17 августа
https://eclectica.ru/catalog/5839/
После неудачных попыток (с 1986 по 2003 г.) летом 2009 г. сотрудниками Русского музея, в ведении которого находится Летний сад, началась капитальная реставрация всей скульптуры Летнего сада. После готовности статуи с неё снималась силиконовая форма, из которой изготавливалась копия из так называемого «искусственного мрамора», состоящего из природной мраморной крошки. За 3 года было изготовлено 90 копий скульптур (статуи, бюсты, скульптурные группы) и 152 пьедестала и подставки под бюсты. Отреставрированные подлинники находятся в хранилищах Михайловского замка.
До сих пор среди знатоков Петербурга бродят мифы – остались ли в саду оригинальные памятники той эпохи? Кто-то утверждает, что единственная оригинальная скульптура – это Амур и Психея, есть и другие версии.
Обратимся за ответом к ведущему научному сотруднику Русского музея Г. А. Хвостовой:
«Великая Отечественная война неузнаваемо изменила Летний сад. Параллельно с вывозом экспонатов из Летнего Дворца Петра I, убиралась с аллей скульптура. С 26 июня по 13 августа 1941 года восемьдесят мраморных памятников были сняты с постаментов, и надёжно укрыты в земле, рядом с местом экспонирования. Лишь скульптурные группы «Амур и Психея», а также «Аллегория Ништадтского мира. Мир и Победа» вместе с постаментами, были оставлены на своих местах и защищены двойным слоем деревянных щитов, проложенными мешками с песком. Остальные скульптуры были опущены в вырытые ямы… Сверху на получившийся своеобразный ящик укладывался щит- крышка и затем всё засыпалось землёй. В таком состоянии скульптуры сада провели все годы войны. Опустевший сад стал территорией для размещения воинских частей: были вырыты траншеи, различные военные сооружения для укрытия. В саду располагалась зенитная батарея, а в павильоне «Кофейный Домик» плотными рядами стояли раскладушки для солдат. Артобстрелы города, начавшиеся осенью 1941 года, продолжались по 1 мая 1943 года. Они не миновали Летний сад,- в документах зафиксированы попадания снарядов и разрывы бомб на его территории. В результате были полностью уничтожены целые группы деревьев и кустарников, повреждены ограда и решётки, основания дорожек, газонные ограждения, ливнёвая и водопроводная сеть сада…
Начало масштабных реставрационных работ по Летнему саду в июне 2009 года прежде всего поставило задачу освобождения его территории от скульптуры и перевода коллекции в другое место хранения... Во время этого важного и трудоёмкого процесса ни один мраморный экспонат не был повреждён. Итак, впервые Летний сад расстался со скульптурой. На его территории, в соответствии с ранее принятым решением, остались лишь: постамент скульптурной группы «Амур и Психея» и скульптурная группа «Аллегория Ништадтского мира» («Мир и Победа»), находящаяся у северного фасада Летнего Дворца со стороны Невской ограды.»
Итак, теперь мы всегда можем сравнить ощущения цвета, фактуры и текстуры копии с природным оригинальным мрамором и оценить высочайшее мастерство реставраторов. А ещё теперь можно наблюдать, как статуи покрываются «патиной времени», и неспециалисту отличить искусственный мрамор от настоящего практически невозможно.
А какие ещё оригинальные скульптуры остались в Летнем саду?
Кстати, об античности мы рассказываем детям на нашей экскурсии "Приключения античных богов или с Гераклом по городу" 17 августа
https://eclectica.ru/catalog/5839/