300 лет Маркизе де Помпадур. О знаменитой аристократке, фаворитке короля Людовика XV, законодательнице мод в нашей статье
Жанна-Антуанетта Пуассон (фр. Jeanne-Antoinette Poisson) родилась 29 декабря 1721 года в Париже в семье финансиста из третьего сословия, Франсуа Пуассона, который в 1725 году разорился и бежал из Франции, оставив жену и детей на попечение синдика Ленормана де Турнема. Именно благодаря этому человеку Жанна-Антуанетта получила блестящее образование, знала музыку, рисовала, пела, играла на сцене, декламировала. Он же выбрал ей в мужья собственного племянника Шарля Гийома д’Этиоля, владельца имения Этиоль неподалёку от Парижа.
Благодаря своему образованию, красоте и уму Жанна-Антуанетта стала звездой высшего общества Парижа, её знакомства искал сам Вольтер.
В феврале 1745 года в Версале был дан бал по случаю бракосочетания дофина. Придворные надели костюмы тисовых деревьев, Людовик XV явился в маске, Жанна-Антуанетта предстала в образе Дианы. Король общался только с этой прекрасной незнакомкой. Вскоре король сделал её фавориткой, а ее мужу было предоставлено место и он развёлся с женой.
Она быстро взяла в оборот короля, стала влиять на внутреннюю и внешнюю политику государства, окружила Людовика своими людьми. В её распоряжение были предоставлены несколько комнат в Версале, король подарил ей усадьбу Арнак-Помпадур вместе с титулом маркизы (marquise de Pompadour).
Благодаря своему вкусу она стала влиять на искусство и моду Франции, а значит, и всего мира.
Любимым стилем мадам де Помпадур стал рококо. Она покровительствовала представителям этого направления — живописцам и скульпторам, особенно Франсуа Буше. Её брат маркиз де Мариньи ведал всеми государственными строительными работами, в этот период были созданы ансамбли площади Людовика XV (ныне Площадь Согласия) и военной школы на Марсовом поле, Малый Трианон, корпус резиденции в Фонтенбло, перестроен Компьенский дворец. Маркиза и сама вела строительство в разных имениях, включая дворец Бельвю.
Людовик был равнодушен к литературе, но маркиза знала в ней толк, в её круг входили писатели Дюкло и Мармонтель, она помогала литераторам. Вольтер одновременно восхищался ею и подсмеивался над её мещанством.
Её влияние на моду было так велико, что возникло даже направление «мода помпадур» - дамские туалеты помпадур, ткани помпадур (в мелких букетиках с преобладанием розового и голубого тонов), ленты помпадур (в разноцветные мелкие цветочки), платье помпадур (оттенок розового цвета), мешочек для дамского рукоделия (прообраз ридикюля) и прическа с поднятыми наверх волосами, атласная ткань, ажурные чулки; пальто из легких узорчатых тканей; нарядный фартучек, обшитый кружевами.
Особенно ей по вкусу было пышный и душевный облик убранства интерьеров и мебель – столики рококо, кресло - глубокое, с низкими подлокотниками, с мягкими подушками и т.д. Она организовала фарфоровое производство, в изделиях которого преобладали розовые цвета (Rose Pompadour).
Благодаря ей в Версальском дворце был создан камерный театр, в котором маркиза играла сама. Много сделала для организации Военной школы для детей дворян.
Конечно, её прихоти стоили казне немало и резко осуждались народом...
Постепенно у короля появились новые фаворитки, расходы на неё сократились, но до конца она оставалась его другом и советником. Умерла 15 апреля 1764 года в Париже после тяжелой болезни.
