50 лет назад впервые в мире совершил посадку на Марс спускаемый аппарат. На Красную планету был доставлен первый в мире марсоход, изготовленный в Ленинграде
Жить и верить — это замечательно!
Перед нами небывалые пути.
Утверждают космонавты и мечтатели,
Что на Марсе будут яблони цвести!
Исследование «Красной планеты», названной в честь бога войны, началось ещё задолго до изобретения телескопа. Древнеегипетские астрономы знали, что это блуждающий объект ещё в XVI веке до н.э., тогда была рассчитана траектория движения планеты. Древнегреческие философы и астрономы при разработке геоцентрической модели для объяснения движения планет пользовались достижениями учёных Вавилона и Египта. Затем индийскими и персидскими астрономами рассчитали размер Марса и расстояние до него от Земли.
Большой вклад в исследование Марса внесли в XVI веке Николай Коперник, а затем Иоганн Кеплер, который ввёл более точную эллиптическую орбиту Марса, совпадающую с наблюдаемой.
С развитием телескопов в последующие века исследование Марса получило общественный резонанс, стали составляться карты поверхности, были открыты моря, каналы, ледяная шапочка на полюсе, кратеры.
С 1960-х годов к Марсу направлялись несколько автоматических межпланетных станций (АМС).
2 декабря 1971 года совершил первую в мире мягкую посадку на поверхность Марса спускаемый аппарат станции «Марс-3» (Марс-1 и Марс-2 потерпели неудачу). Станция была запущена с космодрома Байконур на ракете-носителе «Протон-К» в мае 1971 года, полёт к Марсу продолжался более 6 месяцев.
Марс-3 — советская АМС четвёртого поколения космической программы «Марс», предназначенная для исследования Марса как с орбиты, так и на поверхности планеты. АМС состояла из орбитальной станции — искусственного спутника Марса и спускаемого аппарата с автоматической марсианской станцией.
В состав АМС входил первый в мире марсоход. Он был разработан ленинградскими инженерами-конструкторами на легендарном предприятии «ВНИИтрансмаш» (научно-производственное предприятие по разработке бронетехники и научно-исследовательский конструкторский производственный и испытательный центр транспортного машиностроения).
Марсоход назывался «Прибор оценки проходимости — Марс» (ПрОП-М). Выглядел он как игрушка размером с книжку массой 4,5 кг, передвигался на лыжах-шасси (так как природа грунта была неизвестна). Скорость передвижения марсохода составляла 100 метров в час. Перед марсоходом стоял вопрос выяснить, из чего состоит поверхность планеты. При помощи датчиков прибор мог определять препятствия и с помощью бортового компьютера принимать решение, как его обойти. Соединялся марсоход со станцией с помощью кабеля.
К сожалению, сигнал со станции пропал через 14,5 секунды, вероятно из-за мощной пылевой бури, вызвавшей коронный разряд, повредивший систему связи.
Первая посадка на Марс являлось сложнейшей научно-технической задачей. Несмотря на то, что в 1970 году советскими учёными уже был запущен первый луноход, Марс был практически малоизучен, сведений о грунте было крайне мало, атмосфера была очень разрежена, и предполагались сильные ветры.
В абсолютно секретной разработке марсохода участвовали 150 человек во главе с инженером-конструктором А. Л. Кемурджианом. Сейчас на Земле осталось три ленинградских марсохода - один хранится в НПО имени Лавочкина, где разрабатывался Марс-3, второй в «ВНИИтрансмаш», третий в музее космонавтики в Петропавловской крепости. Четвертый остался на Марсе, в кратере Птолемей – его обнаружил в 2013 году астроном-любитель из Петербурга В. Егоров, изучив фотографии Марса.
Исследование (ИК-радиометрия, фотометрия, измерения состава атмосферы, магнитного поля и плазмы) проводилось свыше 8 месяцев, за это время станция совершила 20 оборотов вокруг планеты и работала до исчерпания ресурсов.
