Несмотря на то, что существует много приличной архитектуры и инженерных сооружений под землёй, всё-таки мы привыкли видеть их где-то выше. И исследования архитектурных стилей и основных изобретений человечества обычно приводятся на примере «наземных» конструкций. И всё-таки надо заметить, что когда-то, в предвоенные годы эти сооружения в египетских, неимоверных масштабах, шагнули в СССР под землю – в Москве, а затем в Ленинграде, создав удивительные явления инженерной и архитектурной мысли.
Несмотря на то, что существует много приличной архитектуры и инженерных сооружений под землёй, всё-таки мы привыкли видеть их где-то выше. И исследования архитектурных стилей и основных изобретений человечества обычно приводятся на примере «наземных» конструкций.
И всё-таки надо заметить, что когда-то, в предвоенные годы эти сооружения в египетских, неимоверных масштабах, шагнули в СССР под землю – в Москве, а затем в Ленинграде, создав удивительные явления инженерной и архитектурной мысли.
Несмотря на политическую предвзятость первых станций метро, советские архитекторы и инженеры создавали воистину сплошные шедевры, задавая высокий уровень на следующие времена, которым восхищаются все, кто побывал в метрополитенах этих городов.
Чтобы увековечить значимость подвигов создателей ленинградского метрополитена, к его 25-летию в административном корпусе электродепо «Автово» был организован музей. Экспонаты музея рассказывали посетителям об основных вехах в жизни Ленинградского метрополитена и его подразделений, ветеранах труда.
Время шло, станции строились, коллекция разрасталась, и вот, в 2005 году к 50-летию открытия метрополитена нашего города, на Васильевском острове открылся обновлённый Музей Петербургского метрополитена.
Основную часть экспозиции составляют различные документальные материалы о ранних этапах создания метрополитена. В экспозиции «Начало истории» находятся рассекреченные документы 1944 года о начале строительства метро. В музее существует свой железнодорожный путь, состав с кабиной машиниста (в натуральную величину), аутентичные автоматы по продаже жетонов, кабинет дежурного и оборудование шестидесятых годов, части эскалатора, формы работников метрополитена, медали, кубки, ключи, проекты станций, светодиодная карта метро. Здесь рассказывают об устройстве эскалаторов, светофоров, проводов, которые проходят по сторонам в тоннеле. Современным элементом экспозиции являются видеофильмы об истории Ленинградского - Петербургского метро, а также анимационный фильм в доступной, шутливой форме рассказывающий о правилах поведения в метрополитене. Для тех, кому интересно узнать подробности о документах, связанных со строительством метро, открыт архив.
В интерактивном центре находится современный экспозиционно-образовательный комплекс, позволяющий полностью погрузиться в завораживающий мир подземки. Использование сложного освещения и мультимедийных систем создают особую атмосферу метро. Основные принципы работы метрополитена наглядно представлены в уникальном макете: четыре вагона образца 1960-х годов движутся по тоннелю, въезжают на станции разных типов, отправляются на ночной отстой в депо. Кроме этого можно увидеть крупномасштабные модели подвижного состава разных лет, среди которых вагоны типа Г, Е, 81-717, 81-540.2, 81-540.8 и вагоны проекта «НеВа».
Посетителям предоставляется возможность оказаться в центре управления системами жизнеобеспечения метро, познакомиться с работой поездного диспетчера и оператора ситуационного центра. В головном вагоне — одном из наиболее популярных объектов посещения (усовершенствован, находился ещё на старой экспозиции) располагается настоящий современный тренажер, на котором можно испытать чувства машиниста. Появилась и новая экспозиция «Размыв», рассказывающая о подземной реке, которая изменила привычную жизнь города на несколько лет. Погрузиться на глубину более чем 60 метров в слои кембрийской глины и встретиться с метростроителем можно с помощью интерактивной строительной клети.