280 лет назад родилась княгиня Наталья Петровна Голицына, прототип Пиковой дамы, фрейлина «при дворе четырёх императоров»
"Откройте мне вашу тайну"
Наталья Петровна Голицына, урождённая Чернышёва, родилась 28 (17) января 1741 года (по другим данным, 1744 года) в Берлине. Дочь дипломата и сенатора графа П. Г. Чернышёва и Е. А. Ушаковой. Дедом её был денщик Петра I, представитель незнатного дворянского рода Григорий Чернышёв. Императрица Елизавета Петровна, как и её отец, осыпала Чернышёвых милостями, жаловала им поместья, титулы, и вскоре Чернышёвы стали одним из богатейших семейств России.
После пребывания в Германии, семья переехала в Англию, где Наталья и её сёстры получили блестящее европейское образование, свободно владели четырьмя языками, но плохо знали русский язык. Образованная, умная и красивая Наталья Петровна блистала на придворных балах в Версале, была знакома с Людовиком XV. Лучшие живописцы писали сестёр Чернышёвых.
В 1762 году её отца, П. Г. Чернышёва, назначили сенатором, семья вернулась в Россию. В 21 год Наталья Петровна становится одной из самых заметных фрейлин Екатерины II, фавориту которой, Захару Чернышёву, она приходилась кузиной. За красоту и «приятнейшее проворство» в танцах она получила персональную золотую медаль с изображением Екатерины II.
В 1766 году Наталья Петровна вышла замуж за князя Владимира Борисовича Голицына, бригадира в отставке с большим, но расстроенным состоянием. Императрица сама украшала бриллиантами прическу невесты, благословила её в Придворной церкви и присутствовала при венчании. Наталья Петровна стала единолично управлять хозяйством мужа, и вскоре не только привела его в порядок, но и значительно увеличила.
В 1783 году Голицыны, вопреки воле государыни, уехали во Францию, для «образования детей и здоровья мужа». С началом революционных событий семья вернулась в Россию, поселились в Петербурге на Малой Морской, 10, где дом был открыт для гостей, каждую среду были балы. Семья жила с большой роскошью, экипажи были самые пышные. Известно, что графиня могла себе позволить для проезда из Москвы в Петербург нанять 16 лошадей!
Может быть, мы бы и не стали писать об этой княгине, если бы не Пушкин. Известно, что в молодости Наталья Петровна была записной красавицей, но с возрастом часть красоты она утратила, и в Петербурге её за глаза стали называть «Princesse moustache» («Княгиня Усатая»). Именно этот образ старухи с отталкивающими чертами «в сочетании с острым умом и царственной надменностью» и возникал в воображении читателей «Пиковой дамы». По поводу своей повести «Пиковая дама» Пушкин писал:
«...При дворе нашли сходство между старой графиней и княгиней Натальей Петровной и, кажется, не сердятся.»
Согласно легенде, внучатый племянник Голицыной, князь С. Г. Голицын-Фирс, рассказывал Пушкину, что однажды начисто проигрался в карты, в отчаянии бросился к Голицыной с мольбой о помощи. От её французского друга, графа Сен-Жермена, Наталье Петровне была известна тайна трёх карт — тройки, семерки и туза. Если верить городской легенде, он тут же отыгрался.
После выхода повести в Петербурге Голицыну стали называть «Пиковой дамой». а её дом на Малой Морской в истории города навсегда остался «домом Пиковой дамы».
Надо отметить, что образ Пиковой дамы собирательный, в образе старой графини нашли и черты Натальи Кирилловны Загряжской. Пушкин признавался:
«...Мне легче было изобразить Загряжскую, чем Голицыну, у которой характер и привычки были сложнее.»
Умерла княгиня в Петербурге 20 декабря 1837 года. После её смерти осталось 16 тысяч крепостных душ, множество деревень, домов, поместий по всей России.