120 лет назад родился Николай Акимов, великий театральный режиссер, художник, живописец, педагог
Николай Павлович Акимов родился 16 апреля 1901 года в Харькове, в семье железнодорожного служащего. В 1910 году семья переехала сначала в Царское Село, затем в Петербург. В 1914 году Николай поступил на вечерние рисовальные классы Общества поощрения художеств, посещал частную студию С. М. Зайденберга, в 1916—1918 годах занимался в Новой художественной мастерской под руководством М. В. Добужинского, А. Е. Яковлева и В. И. Шухаева. В 1918 году, прервав учёбу, работал в мастерскую плаката Пролеткульта в Петрограде, но, «гонимый голодом, холодом, разрухой, нуждой», уехал в Харьков, где работал театральным художником-оформителем.
В 1922 году вернулся в Петроград, поступил во ВХУТЕМАС и познакомился с авангардным режиссёром Г. Крыжицким, для которого Акимов в сезоне 1923-24 годов оформил в Современном синтетическом театре оперетты «Креолка» Ж. Оффенбаха и «Король комедиантов» Ж. Жильбера.
Длительно сотрудничал с режиссёром Николаем Петровым, работа художника была особо отмечена петроградским еженедельником «Театр», также работал сценографом. С 1924 до конца 1930-х годов работал в Большом драматическом театре (теперь Г. А. Товстоногова).
В 1927 году в Академии художеств, на выставке театрально-декорационного искусства, наряду с работами ведущих ленинградских художников, состоялась первая персональная выставка Акимова.
В 1926 году Акимов участвовал в создании Ленинградского театра сатиры, который в конце 1920-х годов расположился в театральном зале дома купцов Елисеевых на Невском проспекте.
В Театре сатиры у Акимова играла актриса Надежда Кошеверова, которая стала его первой женой (расстались в 1934 году). В будущем известный кинорежиссёр, Кошеверова вместе с Акимовым работала над фильмом «Золушка» (1947), где Н. П. Акимов был художником и фильмом «Тени», который стал их совместной работой.
В начале 1930-х после пертурбаций и объединения Театра Сатиры с театром «Комедия», этот театр потерял популярность. Его решили передать под руководство Акимову, в то время уже не только известному театральному художнику, но и постановщику нашумевшего спектакля «Гамлет» в московском Театре имени Вахтангова.
Николай Павлович принял предложение и создал лучший академический театр, слава о котором загремела по всему Советскому Союзу - Ленинградский Театр Комедии (ныне Санкт-Петербургский академический театр комедии имени Н. П. Акимова).
Акимов сформировал новую труппу и не боялся экспериментировать. Александр Бениаминов, Лидия Сухаревская, Ирина Зарубина, Сергей Филиппов, Борис Тенин, Елена Юнгер, Татьяна Чокой — великолепный состав стал не только лицом Театра Комедии, но и гордостью всего театрального Ленинграда. Тонкий юмор, неуёмность режиссёрских находок вкупе с великолепным оформлением спектаклей Акимова сделали его театр образцовым театром комедии.
Тогда же сложился творческий союз с драматургом Евгением Шварцем: знаменитые пьесы «Тень» и «Дракон» были написаны специально для акимовского театра. Благодаря сотрудничеству с Михаилом Лозинским, переводчиком и поэтом, на сцене появились пьесы в великолепных переводах — «Собака на сене» и «Валенсианская вдова» Лопе де Веги, «Двенадцатая ночь» Шекспира, «Школа злословия» Шеридана.
В первый год Великой Отечественной войны театр Комедии давал свои спектакли на сцене БДТ — единственного театра в Ленинграде, в котором имелись бомбоубежища. Там же и поселились труппа театра с семьями и сам Акимов. Многие актёры ушли на фронт… В эвакуации театр Акимова выпустил 16 премьер.
В 1944 году театр Комедии приехал на гастроли в Москву, где в августе состоялась премьера спектакля «Дракон» по свежей пьесе Шварца. Однако сразу после премьеры пьесу запретили (запрет был снят лишь в 1962 году). Акимову пришлось объяснять чиновникам, что это был намёк на Гитлера, на мировое зло, однако многим было понятно, что здесь мог быть прочитан и образ Сталина.
- А… а дракон?
- Ах, это… Но ведь мы так привыкли к нему. Он уже четыреста лет живет у нас.
Конечно, вскоре, за «формализм в искусстве» и «космополитизм» Акимов был отстранён от руководства и театр снова оказался на грани закрытия. В 1951—1956 годах — главный режиссёр и художник Ленинградского Нового театра (Театр имени Ленсовета).
Возвращение режиссёра состоялось в Оттепель, в 1956 году, тогда был поставлен спектакль «Обыкновенное чудо» по Е. Шварцу. Появились новые «акимовцы» — Вера Карпова, Инна Ульянова, Валерий Никитенко, Борис Улитин и другие — вместе они возродили театр и снова вернули былую театральную славу.
С 1955 года Акимов преподавал, с 1960 года стал профессором Ленинградского театрального института, где благодаря ему было основано художественно-постановочное отделение. Ему присвоено множество наград и званий (в том числе Народный артист РСФСР, медаль «За оборону Ленинграда»).
С 1945 жил на улице Гоголя, 4 (ныне Малая Морская). В последний год жизни жил в только что построенном доме на Петровской набережной, в знаменитом «Дворянском гнезде», где получили квартиры многие деятели культуры.
Умер 6 сентября 1968 года на гастролях, похоронен в Ленинграде, на Литераторских мостках Волкова кладбища (площадка театральных деятелей).