160 лет назад родился Николай Дубовской, живописец, педагог
Николай Никанорович Дубовской родился в Новочеркасске 17 (5) декабря 1859 года в семье казака-старшины войска Донского. Рисовал с детства, его дядя, художник А. В. Пышкин, научил мальчика рисовать по памяти. Несмотря на проявленный с ранних лет интерес к рисованию, по нерушимой семейной традиции он обязан был выбрать судьбу военного.
По окончании Владимирской Киевской военной гимназии в 1877 году, Николай отправляется в Петербург, где успешно поступает в Императорскую Академию художеств сначала вольнослушателем, а затем переводится в мастерскую пейзажной живописи профессора барона М. К. Клодта (племянника великого скульптора), ставшего его учителем. Ещё будучи студентом, он выставлял картины в классе учеников Академии и в Обществе поощрения художеств. Успешно пройдя курс обучения, он отказывается от участия в конкурсе на Большую золотую медаль и написания дипломной картины на заданную тему. Не окончив Академию художеств, он в 1881 году покидает её стены, повторив своим поступком знаменитый «Бунт 14-ти» выпускников 1863 года во главе с И. Н. Крамским и лишив себя, тем самым, поддержки со стороны Академии и возможности пенсионерской поездки за границу.
После ухода из Академии художеств начинающий художник всецело посвящает себя пейзажной живописи. Написанные Н. Дубовским на свободную тему пейзажи — «Перед грозой» и «После дождя» академическим Советом приняты не были, зато, показанные в том же году на выставке Общества поощрения художеств, обе удостоились премий. С 1882 года молодой художник стал постоянно участвовать в выставках Общества поощрения художеств.
В 1884 году на передвижной художественной выставке Дубовской ярко заявил о себе, показав свою картину «Зима», которая явилась крупным событием в жанре пейзажа. Никто до него не передавал в красках так правдиво свежесть первого снега, налёт легких к вечеру теней на нём и последних световых пятен. В картине зритель наблюдал не холодную передачу природа, а заражался глубокими, искренними чувствами художника, который как бы вёл свою неспешную беседу с природой.
Демократичность взглядов и убеждений Дубовского привели его в лагерь «передвижников», где он получил поддержку, а его творчество —признание. На XIV передвижной художественной выставке 1886 года наибольший успех выпал на картины Дубовского, и с этого времени его имя становится одним из самых популярных среди художников России.
В эти годы художник много работает на пленэре. В 1887 году он принимает приглашение И. Е. Репина и живёт на его даче в Сиверской (тогда Иван Ефимович снимал там дачу до приобретения знаменитой усадьбы в Куоккале) и вдохновенно трудится над натурными этюдами. Без сомнения, пребывание у великого мастера, общение с ним не могло остаться без влияния на творчество Дубовского.
В некотором отношении его картины близки работам Куинджи, хотя символистская по сути ирреальность обеспечивала новаторство искусства Дубовского, в целом достаточно традиционного и далекого от каких-то модных, в том числе импрессионистических, эффектов.
Профессор-руководитель пейзажной мастерской Академии художеств, академик живописи (1898), действительный член Императорской Санкт-Петербургской академии художеств (1900), член Совета Академии художеств (1908), Дубовской был одним из немногих русских пейзажистов, удостоенных золотых и серебряных наград за участие в художественных международных выставках в Париже, Мюнхене и Риме.
Умер в Петрограде 28 февраля 1918 года от паралича сердца и был похоронен на православном Смоленском кладбище. Его картины представлены во многих музеях и галереях России и за рубежом.