190 лет назад родился Николай Ге, художник
Николай Николаевич Ге родился 27 (15) февраля 1831 года в Воронеже, в семье помещика Николая Ге (брата драматурга Ивана Ге). Прадед художника, французский дворянин Matieu de Gay, бежал из Франции в Россию, во время Великой французской революции. Дед служил прапорщиком в Конно-гренадёрском Военного ордена полку. Во время учёбы Николая в киевской гимназии преподаватели отметили его способности к живописи и советовали учиться на художника. Однако Николай по совету отца поступил на физико-математический факультет.
Но желание стать художником не оставляло Ге и он переезжает Петербург к старшему брату, чтобы поступить в Императорскую Академию художеств. Однако пока он продолжил учиться на математическом факультете Санкт-Петербургского университета, одновременно занимаясь рисованием. В 1850 году Ге всё-таки поступил в Академию художеств, где занимался под руководством академика, профессора живописи Петра Басина. Долгое время находился под влиянием творчества Карла Брюллова, что отразилось на его собственной живописной манере. За работу «Ахиллес оплакивает Патрокла» получил Малую золотую медаль Академии (в 1855 году). Окончил Академию в 1857 году, за выпускную работу «Саул у Аэндорской волшебницы» получил Большую золотую медаль и звание классного художника 1-й степени.
Несколько лет жил и работал в странах Европы, в Италии писал портреты, пейзажи и делал эскизы к картинам из жизни Древнего Рима и средневековья. Там же он сблизился с революционером Герценом.
В Петербург вернулся в 1863 году, представив свою работу «Тайная вечеря» на выставке в Академии художеств. Картина произвела на публику сильное впечатление, но критики осуждали её за «торжество материализма и нигилизма». Однако полотно приобрёл Александр II в личную коллекцию, а Академия присвоила звание профессора и избрала его Действительным членом. Кропотливая техника исполнения позволила полно раскрыть экспрессию пластической формы многофигурной композиции. Голову апостола Иоанна Ге писал со своей жены, апостола Петра — с самого себя, Иисуса – с Герцена и певца Г. П. Кондратьева.
После последующей работы снова в Италии, где он создавал пейзажи, портреты и картины на темы из евангельских сюжетов, вернулся в Петербург в 1870 году. Его картина «Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе» (1871) вновь приносит ему большую известность. Картина была написана для 1-й выставки Товарищества передвижных художественных выставок («передвижников»), открытие которой состоялось в Петербурге в ноябре 1871 года. Тема была продиктована приближавшимся 200-летним юбилеем Петра I. Ге сделал несколько авторских копий, одна была приобретена Александром II и в настоящее время находится в коллекции Русского музея, другая - Павлом Третьяковым для своей галереи.
Салтыков-Щедрин писал об этом полотне:
«На первом плане мы встречаемся здесь с картиною профессора Ге «Петр Великий, допрашивающий своего сына». Перед нами всего две фигуры и строго-простая обстановка, не имеющая ничего бьющего в глаза… Тем не менее всякий, кто видел эти две простые, вовсе не эффектно поставленные фигуры, должен будет сознаться, что он был свидетелем одной из тех потрясающих драм, которые никогда не изглаживаются из памяти.»
В Петербурге художником создан ряд замечательных портретов виднейших современников - Ивана Тургенева, Николая Некрасова, Салтыкова-Щедрина, историка Николая Костомарова, скульптора Михаила Антокольского и других, картины на исторические темы - «Екатерина II у гроба Елизаветы» (1874) и «Александр Сергеевич Пушкин в селе Михайловском» (1875), также исполняет скульптурный портрет критика В. Г. Белинского.
Однако душевное и материальное состояние заставляет художника покинуть столицу. Вероятно, находясь в глубоком творческом кризисе, Ге создаёт картину «Милосердие» (1880), где Иисуса Христа он изобразил в виде нищего оборванца. Картину в обществе не приняли, и он, в порыве душевного потрясения, замалевал изображение. Впоследствии специалисты с помощью рентгена обнаружили это изображение под красочным слоем картины «Что есть истина?»
В 1882 году Николай Николаевич в Москве познакомился со Львом Николаевичем Толстым, и в 1884 году написал его портрет, также он делает рисунки к повести Толстого «Чем люди живы» и лепит бюст писателя.
Затем создал ряд картин на религиозные сюжеты — «Выход с Тайной вечери» (1889), «Что есть истина?» (1890), «Иуда» (Совесть) (1891), «Суд Синедриона. „Повинен смерти“» (1892), «Распятие».
Умер (1) 13 июня 1894 года на своем хуторе Ивановский в Черниговской губернии.
Рассказ о великих выпускниках Академии художеств пойдёт на уникальной авторской экскурсии «Таинственный В.О.»