130 лет назад родился Николай Кондратьев. Об известном советском экономисте, научившемся прогнозировать и оценивать состояние экономики, теоретике НЭПа, читайте в нашей статье
Николай Дмитриевич Кондратьев родился 16 (4) марта 1892 года в крестьянской семье. Учился в церковно-учительской семинарии в селе Хреново Костромской губернии, где подружился с будущим известным социологом Питиримом Сорокиным. С 1905 года вступил в партию эсеров, член Кинешемского комитета и забастовочного комитета текстильщиков, был исключён из семинарии и арестован. Учился в училище земледелия и садоводства в Умани, работал садовником.
В 1908 году переехал в Петербург и поступил на Черняевские общеобразовательные курсы (Татарский переулок, д. 3—5). Это было среднее учебное заведение в ведении Министерства народного просвещения, учредителем и директором курсов был видный педагог и общественный деятель А. С. Черняев, здесь, по университетской программе, преподавали лучшие ученые и педагоги Петербурга.
В столице почти десять лет жил в одной комнате с Питиримом Сорокиным, который также посещал эти курсы.
В 1909 году поступил в Психоневрологический институт (на улице Бехтерева), в 1911 году поступил на юридический факультет Петербургского университета. После окончания университета готовился к профессорскому званию при кафедре политической экономии и статистики, вёл активную научную и литературную деятельность. Был личным секретарём известного учёного профессора М. М. Ковалевского, участвовал в деятельности научных кружков Л. И. Петражицкого и М. И. Туган-Барановского, публиковал свои научные работы, выступал с популярными лекциями, преподавал, заведовал статистико-экономическим отделом Земского Союза Петрограда.
При этом продолжал быть членом партии эсеров. После Февральской революции стал секретарём А. Ф. Керенского по делам сельского хозяйства, участвовал в подготовке и работе I Всероссийского Съезда Советов крестьянских депутатов, в летом-осенью 1917 года избран товарищем председателя Общероссийского Продовольственного комитета, назначен товарищем министра продовольствия Временного правительства.
После Октябрьской революции Кондратьев оставался в эсеровской партии, переехал в Москву, вошёл в состав «Союза возрождения России», объединившего эсеров, народных социалистов и кадетов для борьбы с большевиками. Но с полным вытеснением из политики инакомыслящих, Кондратьев выходит из своей партии и переходит к исключительно научной и преподавательской деятельности. Однако в 1920 году за участие в «Союзе возрождения России» был арестован, но через месяц освобождён благодаря усилиям И. А. Теодоровича и А. В. Чаянова.
В 1920-х стал одним из основателей и первым директором Конъюнктурного института при Наркомате финансов, затем в Наркомземе (начальник управления сельскохозяйственной экономии и политики), в сельхоз секции Госплана СССР. Под его руководством был разработан перспективный план развития сельского и лесного хозяйства РСФСР на 1923—1928 годы (сельскохозяйственная пятилетка Кондратьева), сочетавший плановые и рыночные принципы.
Теоретически обосновал развитие Новой экономической политики (НЭПа), предлагая опираться на товарные, рыночные механизмы, на зажиточных крестьян, обеспечивающих рост производства, не одобрял монополию внешней торговли. В феврале 1922 года заявил:
«Надо поставить точку над «i», поднять вопрос о «развитии русских капиталистических предприятий», надо приветствовать российский капитализм, раз мы приветствуем вхождение иностранного».
В августе 1922 года был арестован и подлежал высылке из России, но вскоре был исключён из списка высылаемых.
В 1924 году для изучения организации сельскохозяйственного производства совершил поездку в США, Великобританию, Канаду, Германию. В США высланный из России к этому времени Питирим Сорокин предлагал другу остаться в Америке, но Кондратьев отказался.
В 1925 году опубликовал работу «Большие циклы конъюнктуры», в которой сформулировал теорию циклов в экономическом, социальном и культурном развитии капиталистических стран. Согласно классической теории больших циклов Кондратьева,
«…войны и революции возникают на почве реальных, и прежде всего экономических условий… на почве повышения темпа и напряжения конъюнктуры экономической жизни, обострения экономической конкуренции за рынки и сырьё… Социальные потрясения возникают легче всего именно в период бурного натиска новых экономических сил.»
В 1927 году раскритиковал первый пятилетний плана развития народного хозяйства СССР и предсказал дефицит продуктов питания к концу первой пятилетки.
Идеи Кондратьева подверглись резкой критике большевистского руководства, Г. Е. Зиновьев называл концепцию сельскохозяйственного развития «манифестом кулацкой партии», а И. В. Сталин объявил Чаянова и Кондратьева вредителями.
В 1928 году отстранён от должности, в 1930 году арестован по «делу Трудовой крестьянской партии», был назван причастным к «контрреволюционной кулацко-эсеровской организации Кондратьева—Чаянова», 17 сентября 1938 года был расстрелян.
Тайно реабилитирован в 1963 году, но его «капиталистические» труды продолжали критиковаться вплоть до Перестройки. Повторно реабилитирован одновременно с А. В. Чаяновым в 1987 году.
