180 лет назад родился Огюст Ренуар, французский художник
Пьер Огюст Ренуар родился 25 февраля 1841 года в Лиможе (Франция), в семье портного. В 1844 году семья переехала в Париж, здесь Огюст пел в церковном хоре, причём так прекрасно, что ребёнка даже хотели отдать учиться музыке. С 1854 года Пьер Огюст начал расписывать различные изделия на продажу, ходил на занятия в Школу рисунка и прикладного искусства, учился в Школе изящных искусств при Академии художеств, брал уроки живописи у Эмиля Синьоля и Марка Глейра.
В 1864 году начал писать серьёзные работы, его картина «Эсмеральда, танцующая с козочкой» была выставлена на художественной выставке в Салоне.
В 1865 году он познакомился с 16-летней Лизой, которая вскоре стала возлюбленной Ренуара и его любимой моделью. У них родилась дочь, но Ренуар отказался признать отцовство официально.
В 1872 году Ренуар вместе с друзьями создал «Анонимное кооперативное товарищество», первая выставка которого проходила в апреле 1874 года (Ренуар тогда выставил свои картины «Танцовщица» и «Ложа»). Среди прочих работ на выставке была представлена картина Моне — «Впечатление. Восходящее солнце». Критикам выставка пришлась не по душе, и художников- участников выставки по названию этой работы назвали пренебрежительно «импрессионистами». Из вызова художники приняли этот эпитет, и теперь слово импрессионизм означает течение в искусстве последней трети XIX — начала XX веков.
Художники-импрессионисты создали приёмы, благодаря которым можно было живо запечатлеть реальный мир в его изменчивости, передать свои мимолётные впечатления, световоздушную среду; активно применялись рефлексы, блики, игра света и тени.
Несмотря на поиски нового стиля, в ранних работах Ренуара заметно влияние барбизонцев, Коро, Прюдона, Делакруа и Курбе. Ренуар стал мастером в своей способности фиксировать нюансы настроения и характера модели - «Обнаженная» (1876), «Этюд к портрету Жанны Самари» (1877), «Мадмуазель Гримпель с голубой лентой» (1880), «Девушка с веером» (1881).
Также в своих работах он справился с трудной задачей — изобразить отражение солнечных бликов, пробивающихся сквозь листву, на лицах и одежде танцующих и сидящих людей («Мулен де ла Галет» (1876); «Обнажённая в солнечном свете» (1876) и т.д.
В 1880-е годы Ренуар побывал в Италии, где серьёзно увлёкся классиками Возрождения, также он попал под влияние французского академиста XIX века Энгра. В этот период, который называют «энгровским», Ренуар создал серию картин «Танец в деревне» (1882/1883), «Танец в городе» (1883), «Танец в Буживале» (1883), «В саду» (1885) и «Зонтики» (1881/1886), «Большие купальщицы» (1884/1887), где его тяготение к импрессионизму совмещается с четкими линиями фигур, его манера стала более сдержанней, «академичней».
В начале 90-х годов у Ренуара снова наблюдался поворот в творчестве – в его живописной манере появилась переливчатость цвета, поэтом этот период именуют «перламутровым». В это время он создал такие картины, как «Яблоки и цветы» (1895/1896), «Весна» (1897), «Сын Жан» (1900), «Портрет госпожи Гастон Бернхейм» (1901).
В 1890 году Ренуар женился на Алине Шариго, которая родила ему трёх сыновей, ставших впоследствии известными деятелями. Ренуар пользовался огромной популярностью, был признан одним из ведущих художников Франции и получил звание кавалера Ордена Почётного легиона.
В 1897 году Ренуар сломал правую руку, упав с велосипеда. От этого у него развился ревматизм, от которого художник страдал до конца жизни и из-за чего в 1903 году семья Ренуаров переехала в усадьбу «Колетт» в городке Кань-сюр-Мер. После приступа паралича в 1912 году Ренуар был прикован к инвалидному креслу, однако продолжал писать кистью, которую ему вкладывали между пальцев.
Скончался 3 декабря 1919 года в Кань-сюр-Мере (Франция).
В Здании Главного штаба в Эрмитаже находятся многие работы художника. Среди них находится его знаменитый «Портрет актрисы Жанны Самари» (1878). Пленительная Жанна, актриса театра "Комеди Франсез", которая, по словам Ренуара "положительно вся светилась", неоднократно позировала художнику. Здесь актриса представлена в своей естественной обстановке, позирует на фоне пальмы в кадке и ковров, вероятно, в гостиной или фойе театра. В мягкой трактовке образа молодой женщины, в тонких цветовых рефлексах Ренуар показывает себя выдающимся мастером импрессионизма.