Оранэле - 105 лет!
В январе 1916 года были пущены первые трамваи по Петергофскому шоссе от Нарвских ворот в сторону Ораниенбаума. Спроектированную Ораниенбаумскую электрическую линию в народе прозвали поэтично Оранэлой (или ОРАНЭЛ).
В январе 1916 года были пущены первые трамваи по Петергофскому шоссе от Нарвских ворот в сторону Ораниенбаума. Спроектированную Ораниенбаумскую электрическую линию в народе прозвали поэтично Оранэлой (или ОРАНЭЛ).
Идея создания трамвайной линии, связывающей Петербург с Ораниенбаумом была связана с бурно развивающимся дачным строительством в этом направлении в конце XIX века. Строительство линии на участке Автово—Стрельна началось по проекту инженера С. А. Бернатовича в 1912-13 году. Первый участок дороги от депо «Княжево» (ныне примерно соответствует Дачному, Трамвайный парк им И. Е. Котлякова) до Путиловского завода был готов к перевозкам к декабрю 1915 года. 21 января пошли первые вагоны, которые были реквизированы во время военных действий в Риге.
17 сентября 1941 года нацисты подступили к Ленинграду, заняли Стрельну и Урицк, движение трамваев прекратилось. Немцы, увидев этот обычный вид городского транспорта думали, что взяли Ленинград и делали селфи на фоне покорёженных вагонов. Насыпи путей, рельсы и шпалы использовались как фортификационные сооружения. В районе Княжево трамваями перегородили Петергофское шоссе, в память об этом рядом был установлен памятник Блокадному трамваю «МС-4».
Часть трамвайной линии, которая осталась неоккупированной, продолжала использоваться в годы блокады - на небольших паровозах трамвайные вагоны и грузовые платформы подвозили на передний край обороны бойцов, снаряды, и шли обратно, увозили в город раненых. Трамвай для рабочих Кировского завода назывался «Бесстрашный», так как он являлся постоянной мишенью вражеского обстрела. Потом Вера Инбер напишет про это стихи:
Холодный, цвета стали,
Суровый горизонт —
Трамвай идёт к заставе,
Трамвай идёт на фронт.
Во время блокады среди пяти трамвайных маршрутов был и №9: от 2-го Муринского проспекта до Нарвских ворот. В апреле 1943 года заработала трамвайная линия между Нарвскими воротами и Кировским заводом. В ходе операции «Январский гром» 18 января 1944 года была освобождена Стрельна, но линия была настолько разрушена, что думали её не воссоздавать, однако в 1953 трамвайная линия до Стрельны была восстановлена.
В наше время часть Оранэлы охватывает маршрут скоростного трамвая № 60, двигающийся от завода «Северная верфь» до ЛЭМЗ.