115 лет особняку Чаева. Об одном из лучших архитектурных произведений эпохи модерна в Петербурге, предвосхитившего архитектуру будущих направлений – читайте в нашей статье.
В начале 1900-х гг. участок, соответствующий современному номеру 9 по улице Рентгена (тогда - Лицейской улице) выкупил инженер путей сообщения Сергей Николаевич Чаев — глава Товарищества борьбы с жилищной нуждой. Чаев заказал у архитектора Владимира Апышкова каменный дом.
Апышков, военный инженер, преподаватель Николаевской инженерной академии в Петербурге, в 1905 году был одним из теоретиков рационалистического начала в архитектуре. Проект, составленный для Чаева, стал уникальным для Петербурга примером сочетания нескольких направлений – северного модерна, неоклассицизма и рационализма. На решение проекта повлиял облик только что построенного особняка Кшесинской архитектора А. И. фон Гогена, но особняк Чаева отличается более выразительным пространственным решением, соединившим кубические и цилиндрические объемы. В журнале «Зодчий» за 1908 год сообщалось, что заказчик просил «не делать тёмных или даже полутёмных коридоров», поэтому архитектор ввёл в пространство цилиндрическую форму.
Стены фасада облицованы пютерлакским и сердобольским гранитом, светлым кирпичом, фризы и окна выделяются синей майоликовой плиткой. У входа стену украшает типичный элемент неоклассицизма - барельеф со «Всадниками» из Парфенона и панно «Кентавр Несс и Деянира».
Оформление комнат было решено в стиле ампир и обставлено мебелью из красного дерева, будуар и гостиная решены в стиле Людовика XVI. Вдоль мраморной парадной лестницы идущей мимо зимнего сада, установлены женские маски в духе венского сецессиона. Благодаря продуманной системе вытяжной вентиляции тёплый и влажный воздух из зимнего сада не попадал в основной холл.
В 1912 году особняк перешёл во владение миллионера Николая Соловьёва, здесь также разместилась редакция журнала «Русский библиофил». В 1914 году по проекту архитектора Фёдора Лидваля были произведены перестройки со стороны двора. В 1915 году вдова Соловьева прима-балерина Мариинского театра Вера Трефилова продала особняк французскому подданному Морису Верстрату, председателю правления Русско-Китайского банка, который заказал архитектору М. И. Рославлеву расширить особняк, так с западной стороны была сделана пристройка.
После революции в здании работал Пункт охраны материнства и младенчества, с 1935-го года здесь располагается стоматологическая поликлиника. Во время Второй мировой войны особняк сильно пострадал, в 2013 году восстановлен.
