140 лет назад родился Пабло Пикассо. О художнике, скульпторе и дизайнере, оказавшем, вероятно, самое большое влияние на всё последующее развитие изобразительного искусства, в нашей статье
Пабло Диего Хосе Франсиско де Паула Хуан Непомусено Мария де лос Ремедиос Сиприано де ла Сантисима Тринидад Мартир Патрисио Руис и Пикассо родился 25 октября 1881 года в Малаге - портовом городе на юге Испании. Его отец был преподавателем живописи. В 1895 году семья переехала в Барселону, где отец стал преподавать живопись в школе изящных искусств Ла-Лонха, сюда же поступил на учёбу и Пабло. В 1897 году продолжил учиться в Академии изящных искусств в Мадриде.
В 16 лет Пабло вернулся в Барселону и организовал собственную студию, полный надежд и амбиций.
1900-1904 – так называемый «голубой период» в его творчестве - большинство созданных им в эти годы работ выполнено в голубых тонах.
Центром притяжения художественной жизни того времени был Париж, куда Пикассо окончательно переехал в 1904 году – начался «розовый период», когда художник увлёкся розово-золотистыми и розово-серыми тонами. Героями его работ стали бродячие артисты — клоуны, танцовщики, акробаты и комедианты, их жизнь Пабло передаёт в трагическом ключе. «Девочка на шаре», написанная в 1905 году стала знаковым переходом от «голубого» к «розовому» периоду.
Следующий период его творчества был связан дружбой с художником Ж. Браком, в результате чего в живописи появилось новое направление – кубизм.
Особую значимость для понимания творчества Пикассо имеет факт его работы с труппой Русского балета Сергея Дягилева, для которого художник оформил 6 балетов.
В 1917 году художник работал над декорациями и костюмами к балету «Парад» в постановке Дягилева в Риме. Здесь Пабло влюбился в Ольгу Хохлову, одну из танцовщиц русской труппы. Они обвенчались в 1918 году в православном соборе Александра Невского в Париже. После свадьбы Ольга взяла фамилию мужа и по его настоянию прекратила балетную карьеру.
Супруги поселились в Париже, были счастливы в браке, вели насыщенную светскую жизнь, в 1921 год у них родился сын Пауло (Павел, Поль). Ольга обставила их дом с роскошью, одевала модные наряды. В их доме была устроена мастерская художника, где Пабло писал её портреты. В эти годы Пикассо проходил свой «кубический» период, а жена хотела быть узнаваемой. Ольге, получившей классическое образование, было непонятно, почему её глаза и нос разъезжаются в разные стороны и видеть свои изображения в духе кубизма и сюрреализма ей не хотелось. И он уступал любимой. На её вполне «классическом» портрете мы видим знакомые сосредоточенные глаза, прямой нос. Традиционная живопись только преломляется художником в её жгучем испанском варианте с намёками на новую эпоху в искусстве. Также Пикассо писал портреты маленького Поля.
Однако такой богемный образ жизни не устраивал дочь офицера. Пикассо начал встречаться с юной Марией-Терезой Вальтер, о их романе и о том, что Мария-Тереза беременна, Ольга узнала в 1935 году. После рождения дочери Пикассо и Вальтер, Ольга уехала с сыном и подала на развод, однако, из-за того, что художник отказался делить имущество согласно брачному договору, Ольга оставалась его законной женой до самой смерти.
В 1930—1934 годах вся жизненная сила Пикассо стала отражаться в его скульптурных работах, выполненных в острых формах - бюсты и женские ню («Лежащая женщина», 1932), животные, маленькие фигуры в духе сюрреализма («Мужчина с букетом», 1935), металлические конструкции, имеющие полуабстрактные, полуреальные формы и исполненные порой из грубых материалов (он создаёт их с помощью своего друга, скульптора Хулио Гонсалеса — «Конструкция», 1931).
Также гравюры Пикассо к «Метаморфозам» Овидия (1930) свидетельствуют о его приверженности классическому наследию.
Даже в престарелом возрасте Пикассо продолжал много работать. Умер 8 апреля 1973 года в Мужене (Франция) на своей вилле Нотр-Дам-де-Ви, похоронен у стен своего замка Вовенарг на юге Испании.
