Памятник Николаю I на Исаакиевской площади
О чуде инженерной мысли и просто замечательной конной статуе эпохи эклектика читайте в нашей статье
Вскоре после кончины Николая I, император Александр II пожелал увековечить память своего отца, создав неподалёку от памятника Петру I также конную статую, создав таким образом, символическую преемственность.
Конечно, в таком значимом месте надо было создать что-то экстраординарное, великое. В таком деле уже отлично зарекомендовали себя два необыкновенных творца – зодчий Огюст Монферран и скульптор Пётр Клодт. Для Монферрана и Клодта это произведение стало последним их проектом.
Архитектор решил проект памятника в необарочном стиле - как монументальную 6-метровую конную статую, стоящую на пьедестале в виде эллипса в плане. Нижняя часть пьедестала была изготовлена из «порфира» - «императорского камня» (использованного при изготовлении саркофага Наполеона Бонапарта, Мавзолея В. И. Ленина) – это был малиновый шокшинский кварцит из Карелии; верхняя часть - из белого итальянского мрамора, цоколь - из серого сердобольского гранита.
Пьедестал в барочной традиции окружён четырьмя женскими фигурами, олицетворяющими «Силу», «Мудрость», «Правосудие» и «Веру» скульптора Р. К. Залемана. Лица фигур носят портретное сходство с императрицей Александрой Фёдоровной и дочерями Николая I — Марии, Александры и Ольги. На гербе расположена надпись: «Николаю I — Императору Всероссийскому. 1859-й».
Барельефы посвящены важным вехам правления Николая I - подавлению восстания декабристов, усмирению холерного бунта, строительству Николаевской железной дороги и составлению законов (скульпторы Н. А. Ромазанов и Р. К. Залемана).
Памятник Монферран установил носом в сторону Медного Всадника, при этом они были как-бы разделены его же детищем - Исаакиевским собором (так позже родилась эпиграмма: дурак умного догоняет, да Исаакий мешает).
Для того времени конструкция памятника была новаторская - это была вторая в Европе конная статуя, установленная на двух точках опоры - задних конских копытах.
Первоначально памятник не имел ограды, она была установлена позже.
Конная статуя, как и памятник Петру I, была отлита из бронзы. Николая I Клодт изобразил в величественной позе, в кирасе и парадном мундире, на вздыбленном коне. Моделью для коня стал любимый жеребец почившего императора — Амалатбек.
Александр строго контролировал процесс создания памятника -первую модель 1855 года он забраковал, сделав ряд рекомендаций. Во время первой отливки статуи металл прорвал форму (как и при отливке Медного всадника).
Памятник начал создаваться в 1856 году и был открыт примерно через год после освящения Исаакиевского собора и уже после смерти Монферрана - 25 июня (7 июля) 1859 года. Строительство закончил архитектор Д. Е. Ефимов. Монумент придал композиционную завершённость ансамблю Исаакиевской площади.
В 1860 году вокруг была установлена ограда (архитектор Л.Л. Бонштедт).
После революции памятник неоднократно хотели снести, но благодаря уникальному инженерному решению он был признан шедевром технической мысли и его оставили в покое.
В блокадные годы памятник был закамуфлирован.
Ныне в списке объектов культурного наследия федерального значения.
Подробнее узнать и поговорить о знаменитых конных памятниках Петербурга можно на цикле наших авторских экскурсий "Всадники и колесницы".
https://eclectica.ru/catalog/1329/
https://eclectica.ru/catalog/2334/