140 лет назад родился Пауль Клее, великий немецкий и швейцарский художник и график
Пауль Клее родился 18 декабря 1879 г. в Мюнхенбухзе, под Берном (Швейцария), в семье немецкого музыканта и преподавателя Ганса Вильгельма Клее и швейцарской певицы. В 1880 году семья Клее перебралась в Берн. Пауль посещал начальную школу, с семи лет учился по классу скрипки в музыкальной школе и даже участвовал в благотворительных концертах Бернского музыкального общества.
Юный Пауль интересовался также поэзией и изобразительным искусством. У своей бабушки с материнской стороны он учился рисовать, но эта склонность не поощрялась родителями, считавшими, что их сын должен стать музыкантом.
Живописи Клее учился в Академии художеств в Мюнхене в 1898-1901 годах, где он открыл для себя творчество Гойи, Блейка, Ван Гога и Сезанна.
В последующие годы Клее жил в Мюнхене, знакомится и встречается с Василием Кандинским, который стал его другом. Присоединился к сообществу редакторов альманаха «Синий всадник» (нем. Der Blaue Reiter), основанного Василием Кандинским и Францем Марком.
В 1912 году в Париже увидел работы Пикассо, Руссо, Брака, которые также оказали влияние на его манеру. Несмотря на его глубокое знание искусства прошлого и современности, создается впечатление, что образы художника возникли под влиянием чисто личных впечатлений, а формы трактованы в нереалистической манере. В своей рецензии на первую выставку «Синего всадника» Клее писал о примитивном искусстве (приводя в пример рисунки детей и душевнобольных): «Правда в том, что все эти картинки должны были бы рассматриваться более серьёзно, чем все наши художественные галереи, поскольку это вопрос реформирования искусства сегодняшнего дня». Художник использует богатые оттенки, чувственную и уравновешенную линию. Она столь спонтанна и гибка, что дает эффект свободной импровизации, однако всегда осмысленна и подчинена индивидуальному стилю автора.
В 1921-1930 годах Клее преподавал в Веймаре и Дессау, а в 1931 году стал профессором дюссельдорфской Академии художеств, но в 1933 году под давлением нацистов вернулся в Берн. В 1937 году несколько его работ фигурировали на пропагандистской выставке нацистов «Дегенеративное искусство».
Умер в Муральто, близ Локарно, 29 июня 1940 года.