140 лет назад родился Павел Флоренский. О выдающемся религиозном философе и ученом в нашей статье
«Я научился благодушию, когда твёрдо узнал, что жизнь и каждого из нас, и народов, и человечества ведётся Благою Волею, так что не следует беспокоиться ни о чём, помимо задач сегодняшнего дня.»
«Культура — это та верёвка, которую можно бросить утопающему и которой можно удушить своего соседа. Развитие культуры идёт столь же на пользу добра, сколько и на пользу зла. Растёт кротость — растёт и жестокость, растёт альтруизм, но растёт и эгоизм. Дело не происходит так, чтобы с увеличением добра уменьшалось зло; скорее так, как при развитии электричества: всякое появление положительного электричества идёт параллельно с появлением отрицательного. Поэтому борьба между добром и злом не угасает, а обостряется; она и не может кончиться и не может, по-видимому, не кончиться».
«Мои милые, грех, который особенно тяжело было бы мне видеть в вас, это зависть. Не завидуйте, мои дорогие, никому. Не завидуйте, это измельчает дух и опошляет его. Если уж очень захочется что-то иметь, то добывайте и просите у Бога, чтобы было желаемое у вас. Но только не завидуйте. Мещанство душевное, мелочность, дерзкие сплетни, злоба, интриги — все это от зависти. Вы же не завидуйте, утешьте меня…»
Павел Александрович Флоренский родился 21 (9) января 1882 года в местечке Евлах Елизаветпольской губернии (Азербайджан). Его отец Александр Иванович Флоренский происходил из духовного сословия, однако, будучи образованным человеком, работал инженером. Мать была из древнего рода карабахских армян.
Под влиянием идей Льва Толстого в юности Павел тянулся к христианству, одновременно проявлял исключительные математические способности, окончил гимназию в Тифлисе.
По настоянию отца Павел переехал в Москву, поступил на математическое отделение Московского университета, где он познакомился с Андреем Белым, а через него с Валерием Брюсовым, Константином Бальмонтом, Дмитрием Мережковским, Зинаидой Гиппиус, Александром Блоком.
По окончании университета в 1904 году переехал в Троице-Сергиеву лавру, где он прожил почти три десятилетия. Именно здесь были созданы наиболее значительные его научные и богословские труды, здесь он устроил семейную жизнь. Здесь завязалась дружба и сотрудничество с выдающимися художниками М.В. Нестеровым, В.А. Фаворским, учёными Ю.А. Олсуфьевым, И.Ф. Огневым, пианисткой М.В. Юдиной.
Поступил в Московскую Духовную академию, тогда у него возникли идеи об обновлении общественного строя.
По окончании академии в 1908 году кандидатом богословия читал лекции по курсу истории философии в академии, преподавал математику в Сергиево-Посадской женской гимназии, принял священнический сан и защитил магистерскую диссертацию «О духовной истине», был редактором журнала «Богословский вестник». В 1912—1921 годах служил в церкви сестёр милосердия Красного Креста в Сергиевом Посаде, после её закрытия находился за штатом. Принимал особо заинтересованное участие в знаменитом «деле Бейлиса».
В 1914 году вышел его основной труд «Столп и утверждение истины. Опыт православной теодицеи в двенадцати письмах», который встретил весьма неоднозначные оценки в обществе.
В 1922 году издал научно-философский труд «Мнимости в геометрии», в котором Флоренский выступал против гелиоцентрической системы Коперника, а опыты Фуко объявил бездоказательными.
В начале 1930-х годов против Флоренского началась компания с обвинениями в антисоветчине, в 1933 году он был осуждён, содержался в Соловецком лагере. Здесь, на Соловках, он занимался разработкой добычи йода и агар-агара из морских водорослей, запатентовал 4 научных разработки.
В 1937 году Флоренского этапировали в Ленинград, 8 декабря 1937 года по приговору особой тройки НКВД Ленинградской области он был расстрелян. Похоронен, вероятно, в общей могиле в Левашовской пустоши.