110 лет назад состоялось первое публичное выступление В. В. Маяковского. Это произошло в артподвале «Бродячая собака» в Петрограде
«Подвал Бродячей собаки» — культовое место Серебряного века. Литературно-артистическое кабаре было открыто в ночь с 1911 на 1912 год в доме Жако на Михайловской площади. Название было связано с образом художника, ведущего, как пёс, бесприютную жизнь. Стены кафе были расписаны художником С. Судейкиным, он же принимал участие в создании программы вечеров и маскарадных костюмов. Учредителем кафе выступило Общество интимного театра, основанное режиссерами Николаем Евреиновым, Федором Комиссаржевским, писателем Алексеем Толстым и самим Прониным.
Над входом в «Подвал» висел плакат с надписью «Все между собой считаются знакомы» и сюда приходили представители многих бурных течений Серебряного века - футуристы, символисты, акмеисты, «цеховики», «мирискуссники». Здесь устраивались театральные представления, лекции, поэтические и музыкальные вечера, здесь просто общались, выпивали и веселились.
Здесь выступали Анна Ахматова, Осип Мандельштам, Николай Гумилёв, Игорь Северянин, Надежда Тэффи, Велимир Хлебников, Всеволод Мейерхольд, Михаил Кузмин, Артур Лурье, Константин Бальмонт, Тамара Карсавина, Алексей Толстой, Аркадий Аверченко, Сергей Судейкин, Николай Сапунов. Здесь начинался творческий путь многих будущих звёзд мировой величины – например, будущего композитора Голливуда Дмитрия Тёмкина. Анна Ахматова посвятила «Бродячей собаке» стихотворения «Все мы бражники здесь, блудницы…» и «Да, я любила их, те сборища ночные…»
Тесно связана судьба «Бродячей собаки» с Владимиром Маяковским – здесь началась его публичная жизнь поэта, он же «поспособствовал» и закрытию кабаре.
1912 год – время восхождения новой звезды на литературном небосклоне России. Юный «лирический» революционер Маяковский мечтал о новом искусстве, новой эстетике, он участвовал в скандальном сборнике футуристов «Пощёчина общественному вкусу».
Талант требовал публичного признания. 30 (17) ноября 1912 года в «Бродячей собаке» состоялось первое публичное выступление мятежного поэта.
Ночь
Багровый и белый отброшен и скомкан,
в зелёный бросали горстями дукаты,
а чёрным ладоням сбежавшихся окон
раздали горящие жёлтые карты.
Бульварам и площади было не странно
увидеть на зданиях синие тоги.
И раньше бегущим, как жёлтые раны,
огни обручали браслетами ноги.
Толпа — пестрошёрстая быстрая кошка —
плыла, изгибаясь, дверями влекома;
каждый хотел протащить хоть немножко
громаду из смеха отлитого кома.
Я, чувствуя платья зовущие лапы,
в глаза им улыбку протиснул; пугая
ударами в жесть, хохотали арапы,
над лбом расцветивши крыло попугая.
1912 г.
В «Обозрении театров» писали:
«... после г. Бурлюка выступил другой московский поэт — г. Маяковский, прочитавший несколько своих стихотворений, в которых слушатели сразу почувствовали настоящее большое поэтическое дарование. Стихи г. Маяковского были встречены рукоплесканиями».
Весной 1915 года, во время Первой мировой войны и «сухого закона», кафе было закрыто по официальной причине нелегальной продажи алкоголя. Однако главной причиной закрытия, скорей всего, стали бунтарские, пацифистские выступления Маяковского.
О Маяковском и других знаменитых посетителях «Бродячей собаки», блистательных звёздах Серебряного века, мы говорим на нашей авторской экскурсии «Серебряный век в Царском Селе: загадки города муз» https://eclectica.ru/catalog/7251/
