Великий русский художник Василий Дмитриевич Поленов стал мастером не только исторической живописи, но и новатором пейзажной живописи, который превратил пленэрный этюд в самостоятельное произведение. Что же повлияло на его «реформаторский путь» в искусстве?
Василий Поленов родился 20 мая (1 июня) 1844 года в Петербурге, в дворянской семье. Его отец – археолог, историк и дипломат Дмитрий Васильевич Поленов, мать Мария Алексеевна, урождённая Воейкова, детская писательница и художница.
Ряд впечатлений Поленова, воплотившихся в его ранних пейзажах, связаны с имением Имоченицы в Олонецкой губернии, недалеко от Петербурга. Также сказалось на его творчестве пребывание в Ольшанке Тамбовской губернии, где находилось родовое имение его бабушки Веры Николаевны Воейковой. Подолгу жил художник и в Абрамцеве, где он создал много прекрасных пейзажей и этюдов.
Мечта кардинально перебраться из города и поселиться на природе привела к тому, что в 1890 году художник приобрёл на деньги, вырученные от продажи картины «Христос и грешница», имение Бёхово (Борок) под Тулой, на высоком берегу реки Оки. Здесь он по собственному проекту построил большой дом с мастерскими и другими сооружениями.
Большой дом, из которого открывается прекрасный вид на широкую Оку, Поленов решил в духе скандинавских построек: асимметричные фасады, окна, балконы и крыши разнообразных форм. Вначале дом был деревянный, но потом его оштукатурили, сблизив его с привычными уже формами модерна.
Поленов верил в особое предназначение красоты и её воплощение в разные формы искусства. По его замыслу усадьба должна была стать «гнездом художников» и общедоступным музеем. Здесь Поленов много работал, приглашал к себе на занятия и представления сельских детишек, здесь он создал народный театр для крестьян, для которого он сам делал декорации и церковь.
Церковь Святой Троицы – особая достопримечательность в Бёхово, её облик гармонично сочетает мотивы романской и древнерусской архитектуры, а в оформлении её интерьера участвовали друзья и ученики Поленова: И. Е. Репин, Е. Д. Поленова, А. Я. Головин и другие. Церковь Василий Дмитриевич построил по просьбе крестьян.
Здесь всё дышит атмосферой той эпохи – многочисленные картины Поленова в Большом усадебном доме, увешанные по всем стенам, скульптурой на полках (в том числе Врубеля) и другие аутентичные предметы.
Еще при своей жизни Поленов воплотил свою идею и создал в усадьбе музей. В своем имении он с семьёй прожил до конца своих дней. В 1920-х годах художник писал:
«Мы, т. е. Наталья Васильевна, Митя и я, живем в нашей усадьбе близ Бёхова. Дочери наезжают из Москвы. Они работают, кто рисует, кто вышивает, кто слушает лекции и переводит. Я пишу этюды и иногда продаю. Вообще трудно теперь зарабатывать…<…> Вот третий год, что Россию постигает неурожай, а в результате голод».
Художник скончался 18 июля 1927 года. Он, как и его жена, были похоронены около церкви Святой Троицы. Согласно его завещанию, над его могилой был установлен крест из Олонецкой губернии, где Поленов проводил своё детство.
В настоящее время в усадьбе (современное название — Поленово) расположился Государственный мемориальный историко-художественный и природный музей-заповедник В. Д. Поленова. Здесь, стараниями потомков художника, сохранилась обстановка, библиотека и предметы быта хозяина. Первым директором музея был сын художника, биолог, профессор Московского университета Дмитрий Васильевич Поленов.
Сохранился Большой дом, и множество построек -«Аббатство», «Кошкин домик», «Адмиралтейство», «Дом Прокофьева», «Флигель № 1», Дом управляющего и т.д.
Среди экспонатов модно увидеть большое количество картин, графики и скульптур а также коллекцию археологии (Древняя Греция и Древний Египет), оружия, мемориальных книг.