400 лет назад родился протопоп Аввакум, знаменитый идеолог старообрядчества и раскола православной церкви, писатель
Егда еще был в попех, прииде ко мне исповедатися девица, многими грехми обремененна, блудному делу и малакии всякой повинна; нача мне, плакавшеся, подробну возвещати во церкви, пред Евангелием стоя. Аз же, треокаянный врач, сам разболелся, внутрь жгом огнем блудным, и горько мне бысть в той час: зажег три свещи и прилепил к налою, и возложил руку правую на пламя, и держал, дондеже во мне угасло злое разжение, и, отпустя девицу, сложа ризы, помоляся, пошел в дом свой зело скорбен.
Житие
Аввакум Петров (Аввакум Петрович) родился 5 декабря (25 ноября) 1620 год в селе под Нижним Новгородом, в семье потомственного священника Петра. В 15-летнем возрасте лишился отца, по велению матери женился в 17 лет на обедневшей четырнадцатилетней сироте, дочери кузнеца Анастасии Марковне. В 1642 году был рукоположён в диаконы и в священники в селе Лопатищи близ Макарьева. Здесь определилась в нём та строгость убеждений, которая определила в дальнейшем его подвижничество и аскетизм — прихожан Аввакум уличал и стыдил за пороки, а священников — за плохое исполнение церковных предписаний.
В 1648 году Лопатищи посетил воевода Василий Шереметев, ему пожаловались на самоуправство Аввакума, после чего Шереметев призвал его к себе и после разговора хотел отпустить, велев на прощание благословить своего сына, но Аввакум заартачился, после чего Шереметев приказал бросить его в Волгу.
С семьёй Аввакум бежал в Москву, где сблизился с членами «Кружка ревнителей благочестия», познакомился с царём Алексеем Михайловичем. Вернулся в с. Лопатищи, но за свою непримиримость снова подвергся гонениям.
В 1652 бежал, получил назначение в г. Юрьевец-Повольский, и там восстановив против себя всех. После мытарств бежал в Москву, служил в Казанском соборе, с кафедры выступал против церковных реформ патриарха Никона. Был арестован, закован в кандалы, но благодаря заступничеству царя был спасён от расстрижения и сослан с семьёй в Тобольск, где под покровительством тобольского воеводы и архиепископа служил протопопом. Однако снова настроил против себя население и был сослан в Якутский, а затем в Енисейский острог с запрещением служить литургию.
Пробыв в сибирской ссылке почти 11 лет, в 1664 году прибыл в Москву, стал духовником боярыни Ф. П. Морозовой и многих других московских «старолюбцев». Царь, бояре и архиереи убеждали Аввакума смириться с реформами Никона, но за упорство в расколе он был сослан с семьёй в Пустозерск, а затем отправлен в Окладникову слободу на р. Мезень, где жил в 1664–66 гг, испытывая нужду и голод.
В марте 1666 вернулся в Москву на церковный собор, был предан анафеме, лишён сана, закован в цепи и помещён в Николо-Угрешский монастырь, где его посещали для увещаний царь и бояре.
В 1667 г. сослан в Пустозерск и посажен в земляную тюрьму, откуда проповедовал и писал многочисленные послания к царю, боярыне Морозовой и др. После массового выступления московских старообрядцев церковный собор 1681–82 гг принял решение о казни Аввакума и его соузников.
В пустозерской тюрьме Аввакум создал своё главное произведение – «Житие», написанное необыкновенно богатым и выразительным языком. Этот уникальный памятник русской литературы XVII века стал одним из первых автобиографических сочинений в России. Также в Пустозерске написал «Книгу бесед», «Книгу толкований» и «Книга обличений, или Евангелие вечное». Всего автор более 80 сочинений.
14 (24) апреля 1682 года Аввакум, просидев 14 лет на хлебе и воде в Пустозерске, с его товарищами был сожжен в срубе «за великие на царский дом хулы».
Некоторыми старообрядцами в России Аввакум почитается священномучеником. В Петербурге находится Лиговская старообрядческая община, почитающая протопопа Аввакума, как «мученика и исповедника древлего православия».
К юбилею великого диссидента в Пушкинском доме в Петербурге (где находится несколько рукописных сочинений Аввакума) был приурочен Научно-культурный форум, включающий научные доклады, чтение «Жития протопопа Аввакума», выступление хора Лиговской старообрядческой общины Санкт-Петербурга, открытие выставки из старообрядческих материалов.