145 лет назад родился Пётр Кончаловский, один из самых значимых русских художников в искусстве ХХ века.
Петр Петрович Кончаловский родился 21 (9) февраля 1876 года в городе Славянске Харьковской губернии (теперь в Донецкой области Украины) в семье литератора, переводчика и издателя Петра Петровича Кончаловского. Среди его потомства есть множество известных деятелей искусства, среди которых можно выделить известных кинорежиссёров Андрея Михалкова-Кончаловского и Никиту Михалкова. Учился в Харьковской рисовальной школе, в Московской государственной художественно-промышленной академии имени С. Г. Строганова, в академии Жюлиана в Париже.
В конце XIX века переехал в Петербург, где 1898—1907 годах учился в Императорской Академии художеств у В. Е. Савинского и П. О. Ковалевского. В феврале 1902 года женился на Ольге Васильевне Суриковой, дочери знаменитого художника В. И. Сурикова, на свадьбе присутствовали М.А. Врубель и В.А. Серов. В следующем году у них родилась дочь Наталья, вышедшая позже замуж за знаменитого детского писателя и поэта Сергея Михалкова.
После поездки на Русский Север, где он посетил Архангельск, Мурманск и Кандалакшу, Кончаловский написал картину «Рыбаки тянут сети», которую, вместе с этюдами к ней, по возвращении в Петербург, представил на выставке, а затем за неё получил звание художника в 1907 году.
В разное время в Петербурге-Петрограде принимает участие в различных художественных выставках («Салона» С.К. Маковского, 1909, Нового общества художников, 1909, Общества художников «Союз молодежи», 1911, «Мира искусства», 1912-1917, «Бубнового валета», 1913).
В 1910-е годы Кончаловский был организатором и лидером художественного общества «Бубновый валет». Стиль этого направления был одним из вариантов постимпрессионизма, в ранних произведениях художника заметно влияние Ван-Гога («Франция. Немур», 1908, «Ирисы», 1911) и Гогена («Наташа на стуле», 1910).
Также он испытал влияние своего тестя, В. И. Сурикова, с которым впервые выезжал на этюды в Испанию, а позже они писали пейзажи по всей Европе. В раннем периоде творчества Кончаловский использовал яркие, праздничные цвета, характерные для русского народного творчества, при помощи конструктивности цвета Сезанна. Известен стал благодаря своим натюрмортам, часто исполненным в стиле кубизма и фовизма.
Кончаловский много и плодотворно работал в имениях Белкино и Бугры в Калужской губернии, писал старый особняк, сад и окрестности в стиле импрессионизма. Кончаловские часто приезжали сюда в течении многих лет, и даже приобрели имение Бугры. Главная мастерская художника находилась в Москве, в доме на Садовом кольце у Триумфальной площади, с тех пор это место и сейчас принадлежит семье Кончаловских.
После Октябрьской революции художник перешёл к более реалистической манере, став одним из ведущих мастеров советской живописи и наполняя свои картины «радостью, счастьем жизни». Во многих известных его работах буйство красок сопровождается драматизмом (портрет Мейерхольда), и комизмом (портрет А. Н. Толстого). Отказался писать портрет Сталина, объяснив это тем, что он «реалист», и не может писать портреты по фотографии.
Интересно, что художник все свои работы представлял на суд жены, Ольги Васильевны. Если она не одобряла, то Кончаловский уничтожал работу.
Также Кончаловский известен как мастер театральной декорации (оформление оперы Рубинштейна «Купец Калашников»). За «многолетнюю творческую деятельность» получил Сталинскую премию I степени (1942), звание Народного художника РСФСР (1946), медали, орден Трудового Красного Знамени.
Умер 2 февраля 1956 года в Москве. Вскоре после смерти в Ленинграде была проведена семнадцатая персональная выставка художника.
Поговорить о творчестве знаменитых выпускников Академии художников можно на авторской экскурсии ЭКЛЕКТИКИ «Таинственный В.О.»: