Среди тем ошибок часто упоминается реставрация-реконструкция Летнего сада. Эта тема не оставляет равнодушным ни одного петербуржца: ни тех, кто реконструкцию не приемлет, ни тех, кто её одобряет.
Ещё до завершения работ я ожидал подобной реакции, ведь прожив более полувека в Петербурге, я помню, с каким негодованием была встречена реконструкция-воссоздание барочного сада перед Екатерининским дворцом. Я сам был среди тех, кто негодовал. Были мои родители историки, для которых город Пушкин был родным и особенно дорогим. Прошло около сорока лет с той поры. Сейчас никто не вспоминает о том недовольстве. И я решил, ещё до завершения работ взять интервью у тех, кто вёл реставрацию и комментарии у ведущих специалистов по ландшафтной архитектуре Петербурга.
Все материалы вошли в специальный номер журнала «АВТОБУС». Это был 3 номер 2012 года, и вы можете купить его в электронном виде на сайте. А сейчас предлагаем Вашему вниманию рассказ руководившего реставрацией Главного архитектора проекта Николая Иванова.
Николай ИВАНОВ
«МЫ ПОНИМАЛИ УНИКАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА…»
Начну с хронологии.
Первые научные исследования Летнего сада, когда специалисты ландшафтной архитектуры стали исследовать сад как объект культурного наследия, начались только в конце 1930-х.
Первым исследователем была Татьяна Борисовна Дубяго. Она еще до войны начала работу, и перед самой войной в 1941 году был составлен план того, что необходимо в Летнем саду сделать. Но началась война… Как известно, в годы Блокады в Летнем саду располагались зенитные батареи, на газонах выращивали овощи, картошку. Занимались этим школьники, поэтому одна из аллей получила название Школьная. Это самая широкая аллея сада – девять метров в ширину (вторая аллея от Лебяжьего канала).
После войны Т.Б. Дубяго защитила диссертацию, посвященную Летнему саду. До нашего времени она остается наиболее авторитетным исследователем его и единственным учёным, посвятившим саду отдельную монографию. Сегодня мы располагаем новыми данными, которые были недоступны Татьяне Борисовне, но в целом значение её трудов для современных исследователей и реставраторов Летнего сада переоценить трудно.
Дубяго была не только теоретиком, но и практиком. Она осуществила первую попытку внедрения в структуру сада середины ХХ века и попыталась восстановить партер, существовавший вдоль Лебяжьего канала. Мы оцениваем эту работу очень положительно, как первый подход к восстановлению исторической композиции, хотя видим, что это было достаточно компромиссное решение. Татьяна Борисовна воссоздала не весь объем существовавшего партера с достаточно свободной интерпретацией его исторического рисунка. Так возникла с северной стороны круглая площадка с бюстами философов, которой раньше не существовало. На самом деле партер состоял из четырёх больших газонов. Между центральными газонами находился Коронный фонтан. И вся эта композиция в ХVIII веке замыкалась великолепным каскадом, который был спроектирован и построен Ф.Б. Растрелли. Это была одна из первых его построек в Петербурге, когда он, молодой архитектор, воплощал идею Ж.-Б. Леблона. На чертеже Леблона, датируемом 1716 годом, уже обозначен большой партер вдоль Лебяжьей канавки. Растрелли в 1730-х годах эту идею по-своему интерпретировал, сохранив масштаб композиции и добавив каскад. У Леблона каскада не было, у него был фонтан и крупные партеры.
Вернёмся в ХХ век. В 1970-х годах эстафету исследования Летнего сада приняла ученица Дубяго, ландшафтный архитектор Наталья Евгеньевна Туманова, сотрудник нашего института. Ею был разработан эскизный проект реставрации Летнего сада, согласованный с КГИОП.
Но в это время началось очень острое обсуждение принципов реставрации исторических садов. Академик Д.С. Лихачев резко критиковал работы, которые велись в Екатерининском парке в Пушкине. По-видимому, на фоне этой дискуссии авторы проекта оставили идею реставрации Летнего сада.
Новый этап начался в 2002–2003 годах. Заказ на проект реставрации Летнего сада был сформулирован специалистами КГИОПа. Право разработать новый эскизный проект реставрации получил выигравший конкурс институт «Ленпроектреставрация». Тогда и был собран коллектив проектировщиков, который предложили возглавить мне.
КГИОП выдал задание, в котором прописывалось провести обследование и лечение зеленых насаждений и рассмотреть возможность воссоздания отдельных элементов регулярной композиции Летнего сада. Но конкретно, какие объекты должны существовать, а какие нет – не прописывалось. Говорилось только, что надо восстановить четыре фонтана на главной аллее, надо предложить решение партера. Ещё предлагалось подумать о возможности восстановления липовых шпалер. «…Рассмотреть возможность… проработать…» Конкретные решения нам еще только предстояло найти.
Перед проектировщиками встало много вопросов. Ведь кроме трудов Дубяго, других исследований по истории и развитию композиции Летнего сада не существовало. В начале у нас даже не было исторической справки объекта, с которой обычно начинается работа реставраторов, и нам самим пришлось собирать необходимые сведения, которые позволили бы четко и правдиво представить историю Летнего сада и каждой его постройки в отдельности. Написать историческую справку взялся известный петербургский археолог, первый проводивший исследования не территории Летнего сада – Виктор Абрамович Коренцвит.
Нам очень важно было разобраться в устоявшихся к тому времени мифах, искажавших подлинную историю сада. Например, что Летний сад не развивался по единому плану, что каждый правитель сносил то, что было сделано до него, и строил что-то новое, что всё закончилось крахом во времена Екатерины II, которая уничтожила нелюбимый ею регулярный сад и превратила его в пейзажный сад, каким он и дошёл до нашего времени.
Это ошибочная версия кочевала из книжки в книжку. Мы же увидели совсем другое: та ранняя планировка, которая была заложена Петром I в 1705–1706 годах, в основе сохранилась до нашего времени!
Летний сад строился по единому плану, который заложил Петр I и который был реализован на практике. Хотя внутри поступательного и логичного процесса развития художественного образа и существовали этапы с разными приоритетами, для царя Петра очень важно было следовать в русле европейской садовой моды и практики, и это нашло отражение в истории сада.
Так как Голландия была для Петра I проводником в европейскую культуру, то царь пригласил для устройства своего сада голландских садовых мастеров. В частности – Яна Розена. Он работал с Петром I всю жизнь, а работу в Летнем саду продолжил и после смерти императора. Вместе с Петром он заложил сад, созданный по принципу голландских садов. А голландские сады – это небольшие частные сады. В Голландии каждый клочок земли на вес золота. Голландцы по складу своему люди скромные, практичные, внешняя красивость им не свойственна, поэтому их сады выросли из огородов, планировка которых была очень строгой. Сады делились на боскеты – прямоугольные, треугольные, геометрические участки, внутри которых высаживались цветы. Среди цветников строились небольшие павильоны, все это обносили оградой, украшали небольшими фонтанами, каскадиками. Всё было очень уютно и довольно скромно, по сравнению с тем, что случилось в ландшафтном искусстве позже.А случилось то, что был построен Версаль. Садовый мастер Андре Ленотр заложил новое представление о роскошной грандиозной парадной резиденции. И это с блеском было выполнено в Версале и стало новой европейской модой. Теперь монархи стремились к большому масштабу, к композиции с огромными перспективами, к широким аллеям, к высоким деревьям. И Петр I после второй заграничной поездки 1716 года привозит из Франции ученика Ленотра – Ж.-Б. Леблона. Леблон так высоко котировался в Европе, что Петр еле добился его приезда, предложив должность генерал-архитектора с огромным жалованьем. Царь поручил Леблону проектировать так, как проектировали голландские итальянские и немецкие зодчие, дал ему власть над всеми архитекторами, работавшими в России, и над всеми заказами. Пётр поручил ему разработать проект Летнего сада. Таким образом, Леблон передал нам эстафету Ленотра.
Леблон сделал замечательный проект. Он сохранил в основе существовавшую голландскую планировку, что говорит о его профессионализме, и о мастере деликатном, понимающем преемственность. Хотя, может быть, такую задачу поставил ему сам Пётр.
Однако сохранив голландскую основу, Леблон увеличил масштаб композиции. Если до него между называемой сегодня Школьной аллеей и Лебяжьим каналом был заложен небольшой садик с берсо и цветником, то Леблон предложил сделать парадную композицию длинной двести метров: с одной стороны был Летний дворец Петра, с другой (симметрично ему) – дворец Екатерины I. Второй дворец был поменьше дворца Петра, одноэтажный. Позже его перестраивала Елизавета Петровна. За дворцом Екатерины Леблон спроектировал большую композицию с фонтаном посредине. Но вскоре Леблон умер, и его проект был осуществлён Ф.Б. Растрелли, который добавил к композиции каскад, сделав её ещё более значительной.
У Яна Розена были сделаны четыре одинаковых боскета с маленькими цветочными партерами и беседками в виде ротонды в центре. Леблон предложил в каждом боскете сделать свою архитектурную композицию. Причем сделать так, чтобы обходя эти боскеты, можно было получить абсолютно разные впечатления. Возможно, он и предложил сделать крестовую галерею, только реализовывал эту идею, уже позже, Михаил Григорьевич Земцов.
Итак, в первом боскете была Крестовая галерея, во втором – пруд с водоплавающими птицами разных видов. В центре пруда был павильон, к которому можно было подплыть на лодочке и полюбоваться птицами. В третьем, французском боскете, были созданы каскады, а в середине стояли скульптуры. В четвёртом боскете Леблон предложил построить птичий дворик и маленький зоопарк с мелкими зверюшками. То есть, если у голландцев всё было скромно и одинаково, то французская школа предполагала как можно больше эффектности и разнообразия.
При Анне Иоанновне работы в Летнем саду вёл Земцов. Многое было сделано и позже, при Елизавете Петровне. Но вот что важно: все последующие правительницы поддерживали ту линию, которая была разработана при Петре. Так произошло и когда на престол взошла Екатерина II.
Вместе с эпохой Елизаветы Петровны стало уходить в историю и барокко. Новое время несло новый стиль, новое видение. Но надо отдать должное Екатерине: первые десять лет её правления в Летнем саду всё сохранялось как было. И только катастрофическое наводнение 1777 года дало толчок к некоторым переменам.
Наводнение разрушило лабиринт, украшенный миниатюрными фонтанами с позолоченными свинцовыми скульптурами на мотивы басен Эзопа. Восстановить эти скульптурные композиции было уже невозможно. Не было мастеров, не было понимания – что это и зачем? Пришла другая эпоха. И Екатерина приняла решение разобрать остатки разрушенного лабиринта и засадить это место деревьями. С тех пор эта зона приобрела вид рощи. Речь идёт о территории Второго летнего сада между Главной аллеей и Лебяжьей канавкой, разделённой Школьной аллеей. Однако после наводнения фонтаны Летнего сады было приказано починить, и ещё десять лет фонтанная система продолжала функционировать.
Но к началу 90-х годов в градостроительной ситуации произошли важные изменения, отразившиеся на планировке Летнего сада. Екатерина велела заложить на берегу Невы перед Летним садом гранитную набережную и открыть проезд вдоль неё. А чтобы отделить сад от проезжей территории, архитектору Юрию Михайловичу Фельтену была заказана решетка.
Фельтен блестяще справился с задачей и создал настоящий шедевр. Планировка решётки была увязана с планировкой сада. Три главных аллеи Летнего сада завершались тремя воротами с невской оградой, и гуляющая по набережной публика могла сквозь ажурные ворота насквозь видеть всю перспективу сада. И из сада люди могли видеть набережную и противоположный берег Невы. К сожалению, в середине XIX века решётка была реконструирована. После неудачного покушения на Александра II в 1866 году, в честь чудесного спасения императора в решётку сада была встроена часовня, из трех ворот оставлены одни, на месте двух других появились глухие цоколи, и фельтеновская планировка была сбита.
Часовню разобрали только в 1931 году, но ворота не восстановили, а на их месте установили рядовые звенья решётки. Получилась полная бессмыслица: решеткой продолжали восхищаться, не замечая, как она искажена. И только когда заговорили о реставрации Летнего сада, возник вопрос о том, что необходимо вернуть все ворота на старые места. И это было сделано.
Надо сказать, что цоколь ограды стоит на едином фундаменте, единой ленте. Когда в XIX веке строили часовню, столбы передвинули, а мы вернули их на первоначальные места на старом цоколе. Центральные ворота были утрачены еще в XIX веке. Мы воссоздавали их по чертежам команды Фельтена. Много спорят об авторстве решётки. Но финишные чертежи подписывал Фельтен, и моё мнение, что он и был автором решётки и ворот, им мог быть только гениальный художник.
Кстати, проектирование и строительство решётки заняло в те годы пятнадцать лет, это немыслимо долго для подобных объектов, создающихся максимум за два-три года. И это говорит о том, что Екатерина очень внимательно относилась к строительству ограды сада. Известно, что было очень много вариантов проекта, предполагались даже маленькие фонтанчики на столбах. Возможно, и вазы на гранитных столбах не случайны. Тема ваз в Летнем саду очень интересна. Археологи обнаружили огромное количество осколков садовых ваз, и по этим осколкам выяснилось, что у них были голландские прототипы из Дельфта. А мы знаем, что мастера, которые работали при Петре, учились в Голландии и в Германии. В Петербурге даже завод построили для изготовления садовых ваз. Так что вазы, которыми были украшены аллеи и площадки, предварялись вазами, украшавшими решётку.
Итак, до конца восьмидесятых – начала девяностых годов XVIII века сад в основном сохранял свой облик. В нём сохранялись высокие шпалеры и работали фонтаны. Но в начале девяностых годов возникла объективная необходимость серьёзных изменений. Во-первых, появились невская ограда и набережная. Во-вторых, был засыпан Лиговский канал, который снабжал фонтаны Летнего сада водой. И возникла проблема: фонтаны есть, а воды нет. Кроме Лиговского канала воду в фонтаны подавала водовзводная башня, стоявшая у Фонтанки. Почему она не могла снабжать все фонтаны потом, сказать трудно. Может быть, не хватало мощности. (Кстати, у Петра I фонтаны работали только тогда, когда он проводил свои ассамблеи, а мы включаем фонтаны каждый день.) Но вернёмся к концу правления Екатерины II. Перемены привели к тому, что Екатерина была вынуждена приказать разобрать обветшавшие и не работавшие фонтаны, мешавшие гулять по саду. Ведь происходила определённая демократизация, и в Летний сад, при Петре ещё ставший императорской резиденцией, стали пускать горожан.
По-видимому, последней императрицей, которая жила в Летнем дворце, была Елизавета Петровна. Позже, чтобы поддерживать дворец в жилом состоянии, его использовали как дачу для чиновников. А музеем он стал после октября 1917-го.
В XIX веке совсем обветшал Грот, построенный Андреасом Шлютером недалеко от дворца. По концепции барочного сада, в него приглашали гостей. Но он давно уже превратился в полузаброшенный склад скульптур. Николай I поручил архитектору К.И. Росси привести его в порядок. Росси не стал восстанавливать шлютеровский павильон. Он перестроил его в стиле ампир, но при этом использовал сохранившиеся от Грота фундамент и стены, изменил форму купола. Позже павильон получил название Кофейный домик.
Противники реставрации Летнего сада (а такие были!) говорили, что Петровский барочный сад утрачен, что он стал пейзажным, что постройки XIX века: Кофейный и Чайный домики, порфировая ваза, памятник Крылову сделали сад принципиально другим. И эти временные изменения необходимо всеми силами сохранить и не пытаться вернуть саду даже частичку его прошлого. На самом деле это не так! Регулярный сад не превратится в пейзажный оттого, что перестали ухаживать за деревьями, и они разрослись, поглотив пространство сада и солнечный свет вокруг себя. Ведь стиль сада прежде всего определяет его планировочное решение, а в Летнем саду оно сохраняется на протяжении уже трех сотен лет. Значит и сам сад все эти века продолжал оставаться образцом регулярного сада XVIII века.
Изменения XIX века не носят принципиального характера: Росси построил Кофейный домик, сохранив основной объём существовавшего на его месте Грота. Чайный домик построен Шарлеманем внутри боскета так, что не мешает исторической структуре. Да, при Петре I его не было. Но если мы посмотрим старые изображения 30-х годов XIX в., то увидим, что в Летнем саду были очень высокие шпалеры, по моим подсчетам – пять-шесть метров. Значит, за шпалерами Чайного домика не было видно. И низкая ограда работы Шарлеманя со стороны Мойки не внесла чего-то принципиально нового.
Два объекта, которые действительно вносят нечто новое – это памятник Крылову во Французском боскете и Порфировая ваза у Карпиева пруда. Но давайте разберёмся. Вот памятник Крылову. Кажется, это совсем новый акцент в этом месте. Но нет, если взглянуть в историю этого боскета, окажется, что во времена Петра на этом месте стояла мраморная скульптура богини Дианы-охотницы. Позже на ее место поставили конную статую – копию коня памятника Марку Аврелию на Капиталийском холме в Риме. В таком виде боскет зафиксирован на плане Сент-Илера 1770-х годов.
Почему П.К. Клодт решил поставить памятник именно в этом боскете? Думаю потому, что только этот боскет сохранил до середины XIX века доступную публике внутреннюю площадку и, возможно, ещё была жива память о том, что здесь когда-то уже стояла скульптура. Известно, что поставлен памятник был несколько спонтанно. Приближался юбилей баснописца, и решено было отметить его изображением Крылова. Обсуждалось несколько мест для его установки, долго не могли решить, где его ставить. Остановились на Летнем саде, поскольку Иван Андреевич очень любил в нём гулять.
Работая над проектом реконструкции Летнего сада, мы поначалу серьезно обсуждали идею переноса памятника Крылову во Второй Летний сад, ближе к Порфировой вазе. Но всё же решено было оставить памятник на месте. В конце концов, решение Клодта полностью соответствовало барочной традиции скульптурного оформления Французского боскета. Сегодня после завершения работ отчетливо видно, что никакого конфликта между бронзовым памятником и мраморной скульптурой на аллеях нет. Архитектурное решение воссозданной внутренней ограды боскета масштабно поддерживает крыловский памятник и прекрасно увязывает его с обликом Первого Летнего сада.
Заканчивая рассказ, скажу, что проектирование велось восемь лет, и три года шла работа по воплощению проекта в натуре. Срок очень небольшой на самом деле. Поэтому очень важным было то, что КГИОП дал нам возможность в рамках авторского надзора корректировать проект. Это позволило, опираясь на новейшую информацию, достаточно серьезно переработать многие решения проекта. Это касается в первую очередь Малой оранжереи, боскета Менажерийный пруд и фонтана Корона в Парадном партере. Ведь параллельно с нами работали археологи, которые давали нам новый материал. Если бы работы шли в обычном режиме, и подрядчику прежде всего надо было осваивать выделенные деньги, то никто бы не слушал архитектора, просившего сделать по-своему. Ему бы сказали: твое время закончилось! Этого, к счастью, не было. Подрядчик – фирма «Профиль» – соглашалась даже переделать работу, когда мы просили его сделать что-то не так, как изначально проектировалось. Все понимали уникальность объекта и были настроены на то, чтобы всё сделать как можно лучше!