Игорь Воеводский
Всем известно, что в Гааге нужно посетить музей Маурицхейс, чтобы увидеть«Девушку с жемчужной сережкой»… Можно даже не называть Вермеера! Всем и так понятно!
В этом небольшом дворце в нескольких залах на двух этажах экспонируется больше шедевров, чем в иных огромных музеях! Я хочу рассказать о некоторых из них. И начну не с Вермеера, а с Рубенса, с небольшого по размеру полотна «Старая женщина и мальчик со свечкой».Картину замечаешь, сразу войдя в зал, и просто не можешь от неё оторваться!
Казалось бы, Рубенса мы знаем с детства: по Эрмитажу, по сотням репродукций, а молодые поколения – по интернету. Но эта картина – совсем другой Рубенс – без обилия деталей, без обнаженных фигур, дорогих тканей, мехов и драгоценных камней.Свет одной единственной свечи выхватывает из темноты лишь лица и руки персонажей. Два человека с горящей свечой. Старая женщина, у которой остались одни воспоминания, и полный жизненных сил мальчик.
Полотно написано в 1616-1617 годах, когда вернувшись из Италии в Антверпен, Рубенс построил себе большой дом и занял высокое положение при дворе герцога Альбрехта. Прожив в Италии почти десять лет, художник не мог не испытать колоссального влияния итальянских мастеров.
О влиянии на него венецианской школы живописи написано довольно много. Данная картина ближе к римской школе живописи. Со всей очевидностью, она является своеобразным экспериментом художника в духе Караваджо. Последний всегда выделял светом основные объекты, погружая во мрак второстепенные. Всегда соединял в своей палитре темно-коричневые охристые цвета с яркими локальными пятнами красного. Рубенс пользуется той же палитрой и так же мастерски играет со светом и тенью.
В картине со свечой Рубенс ставит перед собой (и с блеском решает) техническую задачу изображения моделей в темном помещении с находящимся прямо перед ними (между ними и зрителем) источником света.
Верхняя часть картины за плечами мальчика и женщины погружена во мрак. Свеча находится внизу, почти в левом углу. Самым освещенным объектом оказывается свежее, улыбающееся лицо мальчика с пухлыми щеками, нежной кожей и приоткрытым ртом. Он с интересом и ожиданием смотрит в лицо женщины. Кажется, он только что смотрел на свою свечку, собираясь зажечь ее от огня горящей свечи, но женщина медлит, и он перевел взгляд на неё. А женщина, прикрывая пламя свечи, чтобы оно не слепило глаза, о чем-то глубоко задумалась. Скорее всего, она погружена в воспоминания.
Известно, что Рубенс дорожил этой работой, и картина не предназначалась для продажи. Она висела в мастерской художника и использовалась им при работе с учениками.
Рубенс создал множество холстов огромного размера. Некоторые – имеют площадь в несколько десятков метров! Но эта маленькая картина притягивает к себе зрителя удивительным лиризмом и лаконичной выразительностью.
Решая техническую задачу, мастер запечатлел вечность: короткое мгновение встречи прошлого с будущим!
Остается добавить, что в конце апреля вы можете пройти по залам Маурицхейс вместе со мной и все увидеть своими глазами!
Подробности: