Многие города мира ведут своё летоисчисление от даты первых крупных или значимых построек на своей территории. Установить «истинную» или хотя бы примерную дату основания не так-то просто, да и дата эта обычно условна. Чаще всего историю городов или населённых пунктов ведут с момента их первого упоминания в письменных источниках. Также в датах основания может числиться сразу две, например, у города Владимира – 990 и 1108 год. А вот, например, дата основания Парижа идёт от даты основания вообще от другого поселения Лютеция в 52 г до н.э.
С VIII в. территории от реки Луга до Западной Двины, (включая современную территорию Петербурга и Финляндии) подчинялись Новгороду – эти Приневские земли находились на «пути из Варяг в Греки" и «Великом Волжском пути» и имели ключевое для Европы и России военное и торговое значение.
В 1240 г. в дельте Невы на нынешнем Крестовском острове (рядом со стадионом) находился сторожевой пост под командованием новгородского воеводы Пелгусия. Примерно в это же время на Охтинском мысу существовало городище «прапетербуржцев» со своими улицами, избами, амбарами и кладовыми, возможно, основанное по указу Александра Невского после «Невской битвы».
Может быть и нам начать летоисчисление Петербурга именно от этого периода? Таким образом, в этом году мы можем условно праздновать 780-летие города!
В 1300 г., во время Пятого крестового похода, шведы, под командованием римского маршала напали на это городище и поставили здесь древо-земляную крепость Ландскрона (швед. Landskrona «венец земли») «о восьми башнях». Крепость представляла собой в плане прямоугольник, была примерно вдвое крупнее Выборгской крепости и была окружена двумя рвами (однако вскоре, в 1301 г., Ландскрона была разрушена новгородцами).
1300 - это более весомая дата, подкрепляемая как летописью, так и археологическими раскопками.
В XV- XVII вв. в зоне современного Большого Петербурга существовало около тысячи русских и финно-угорских селений (города, крепости, погосты, приходы, сёла, деревни, мызы, хутора) в составе Новгородской республики, а затем Великого Московского княжества.
С 1617 г., согласно Столбовскому миру, территория, соответствующая примерно современной Ленобласти, стала шведской колонией и получила название Ингерманландия. На лакомом Охтинском мысу шведским полководцем Эвертом Горном в 1611 году была основана крепость Ниеншанц (швед. Nyenskans, «Невское укрепление») с кронверками, а затем и город Ниенштадт.
Таким образом, появляется третья дата – 1611.
После падения Ниена крепость и оба её кронверка некоторое время сохранялись, а в кронверке, расположенном на левом берегу Невы, Пётр I на месте современного Смольного монастыря устроил Смоляной двор (видимо, с использованием части шведских конструкций).
Весной 2020 года было запланировано, что на территории Охтинского мыса для «Газпром нефть» будет построен архитектурный комплекс и парк, выходящий на набережную Невы. Археолог Пётр Сорокин, принимавший непосредственное участи в раскопках мыса, выдвинул идею создания археологического заповедника мировой значимости, сравнимого с Троей, которая была поддержана главой государства. Предполагается, что это будет общедоступная зона и парк.